Показатели готовности детей к обучению в школе
Воспитатель подготовительной к школе группы Латышева А. Н.
Психофизиологическое содержание показателей готовности детей к школе.
1. Планирование (возможность организовать свою деятельность в соответствии с её целью):
Низкий уровень планирования – действия ребенка не соответствуют цели;
Средний уровень планирования – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
Высокий уровень планирования – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
2. Контроль (возможность (умение) сопоставить результаты своих действий с поставленной целью):
Низкий уровень – полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели (ребенок сам этого несоответствия не видит);
Средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;
Высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их):
Низкий уровень – стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств;
Средний уровень – стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;
Высокий уровень – стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.
4. Уровень развития интеллекта:
Низкий – невозможность (неумение) слушать другого человека, невозможность выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
Ниже среднего – невозможность слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
Средний – невозможность слушать другого человека, выполнение простых логических операций: сравнения, обобщения в форме словесных понятий, ошибки в выполнении более сложной логической операции – абстракции, конкретизации, анализа, синтеза в форме понятий;
Высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и ошибки в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам, без помощи взрослого;
Очень высокий – возможность слушать другого человека, возможность выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.
Ребенок к школе не готов. Невозможность планирования и контроля, низкая мотивация учения (ориентир только на данные органы чувств), невозможность слушать другого человека и выполнять логические операции в форме слова (понятия).
Ребенок к школе готов. Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытие свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.