Детский сад 82 г.Томск - Учимся играть в шашки

Учимся играть в шашки

Категория: Консультации для родителей Создано: 21.04.2024

"Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно."

Том Уисуэлл

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление. Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной, подлинно народной игре посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре.

Ребенок, обучающийся игре в «Шашки», становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться.
Игра шашки – это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она, как известно, связывает все возрастные категории.
Поэтому важно в семье учить детей играть в шашки и уделять достаточное время такому досугу.

Разработанные методические рекомендации по обучению детей шашечной игре могут быть использованы родителями:
Игры:

  • «Собери пазлы».Дети должны собрать произвольно разрезанную шашечницу. 
  • Из кубиков двух цветов выложить фрагмент шашечной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков.
  • Начертить мелом на асфальте фрагмент шашечной доски.
  • Вспомнить, где кроме доски, видели клетки, расположенные в шахматном порядке.
  • «Собери доску». Найти белые и черные поля, спрятанные в группе, собрать из них доску для игры в шашки. (Искать можно как по словесной инструкции педагога, так и по карточкам-схемам).

Ознакомление с фишками и их расстановкой на доске:

  • «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке спрятаны различные предметы, среди которых есть шашки. Дети на ощупь по очереди достают из мешочка только шашки.
  • «Что общего?»Педагог берет две шашки и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга, чем отличаются? (Можно использовать шашки разного цвета, размера).
  • «Да или нет?»Перед детьми доска с расставленными на ней шашками. Педагог произносит фразу о положении шашек на доске, к примеру: «Белая шашка стоит в правом верхнем углу», и передаёт свободную шашку кому-то из детей. Если утверждение верно, то шашку следует взять, если нет, то поставить предложенную шашку на новую позицию и назвать её.
  • Игра «Смотрите внимательно».На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
  • Игра «Зеркало».Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
  • При работе с игрой «Шашки» с детьми дошкольного возраста эффективно использовать рассматривание схем ходов (например, применяя дидактическую игру «Разгадай стратегию»).

Основные особенности игры:

  • Шашки ходят только по клеткам тёмного цвета.
  • Доска расположена так, чтобы угловое поле внизу слева со стороны игрока было тёмным.
  • Тронул шашку – ходи.
  • Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку или дамку на другое поле, но не отнял от нее руку, он вправе переставить эту шашку или дамку на любое возможное для них другое поле.
  • Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.
  • Простая шашка бьёт вперёд и назад, дамка ходит и бьёт на любое поле диагонали.
  • Во время боя простая шашка может превратиться в дамку и сразу продолжить бой по правилам дамки.
  • При наличии нескольких вариантов боя можно выбрать любой из них.
  • Взятие шашек противника обязательно (бить обязательно!!) Если после взятия одной шашки является возможным побить ещё одну шашку соперника, взятие продолжается.

Важно научить ребёнка что в игре существуют, так называемые, Джентльменские правила, которые основаны на уважительном отношении к сопернику:

  • Игра начинается с приветствия соперников рукопожатием.
  • Игра должна проходить в полной тишине.
  • Не следует отвлекать внимание соперника, подсказывать.
  • Не следует смеяться над проигрышем соперника.
  • Свою победу следует принять спокойно, с достоинством, без ярких ликований.
  • В конце партии соперники обязаны поблагодарить друг друга за игру (рукопожатие).

Творческих побед!!!

Воспитатель Крикунова Ольга Лермонтовна

Яндекс.Метрика