Нравственно-волевая подготовка детей к школе
Переход из детского сада в школу — важный этап в жизни детей. Многие родители считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребёнка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна, но её недостаточно для успешного обучения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли, а нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции «Я всё знаю», «Я всё умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствием у них волевого усилия. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно - волевой подготовке ребёнка к обучению в школе, она включает два аспекта:
- готовность к учению,
- принятие нового образа жизни.
Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность.
- Организованность
- Умение следовать цели, поставленной взрослыми.
- Умение пользоваться планом, предложенным взрослыми.
- Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы.
- Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе.
- Ответственность
- Понимание ребёнком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, а также готовность держать ответ за порученное дело.
- Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия.
- Удовлетворение от того, что дали поручения, беспокойство за успех.
- Умение оценивать результат труда.
- Самостоятельность
- Охотное принятие ребёнком предложения чего-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учёбы.
- Выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого.
- Умение выполнить работу без посторонней помощи.
- Умение преодолевать трудности и достигать результата.
- Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.
- Дисциплинированность
- Охотное и своевременное выполнение требований взрослого.
- Умение сдерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины.
- Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.
- Настойчивость
- Умение длительное время сдерживать усилия к достижению поставленной цели и достигать её.
- Преодоление трудностей и препятствий.
- Доводить начатое дело до конца.
С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Важно для старшего дошкольника и умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе. Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Установлению положительных взаимоотношений в группе способствует также наличие у детей инициативности, т. е. участия в различных видах деятельности, где ребёнок берёт на себя решение какого-либо задания и выступает как его активный участник или даже лидер. Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания. Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.
Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение, в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания решительности и целеустремленности. Важно, чтобы дети имели дома доступные по их возрасту трудовые обязанности. Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать. Особое внимание нужно обращать на режим дня детей. Твердый распорядок организуемой деятельности детей, приучает их к порядку, воспитывает чувство времени. Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств. У семилетних детей мы должны наблюдать умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что «надо»!
Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»
1.Ребёнок посещает детский сад или групповые занятия?
а) Да, с удовольствием.
б) Посещает по необходимости, но ему там не нравится.
в) Не посещает.
- Как ведёт себя Ваш ребёнок, попадая в незнакомую компанию сверстников?
а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.
б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся.
в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.
- Если Вашего ребёнка кто-то из детей обидит, он:
а) Даст сдачи.
б) Пожалуется взрослым.
в) Будет терпеть и ничего никому не скажет.
- Как ребёнок реагирует на критические замечания?
а) Старается исправится.
б) Никак не реагирует.
в) Делает «назло».
- Когда Вы задаёте ребёнку вопрос, на который он не знает ответ, он:
а) Рассуждает в слух и пытается догадаться.
б) Честно признаётся, что не знает. Задаёт этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.
в) Начинает кривляться и переводить тему.
- Если к ребёнку обращается малознакомый человек, он:
а) Легко вступает в разговор.
б) Односложно отвечает на вопросы.
в) Молчит и прячется за родителей.
- Разговаривая, ребёнок:
а) Спокойно излагает свои мысли.
б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.
в) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.
- Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребёнка немного помолчать, он:
а) Терпеливо ждёт, пока Вы договорите.
б) Постоянно влезает во взрослый разговор.
в) Начинает ныть и капризничать.
- Если Вы даёте ребёнку поручение, которое ему не нравится, он:
а) Старается побыстрее убрать.
б) Долго ноет, но всё-таки убирает.
в) Убирает только с Вашей помощью.
- При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор), ребёнок:
а) Сидит до тех пор, пока не соберёт.
б) Просит Вас помочь.
в) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.
Итоги:
За каждый ответ «а» - три балла,
ответ «б» - один балл,
ответ «в» - ноль баллов.
От 20 до 30 баллов: Психологическая готовность 100%
Психологически Ваш ребёнок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменения распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он ещё недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой. Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребёнку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию. А если ребёнок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.
От 20 до 10 баллов: Психологическая готовность 50%
Ваш ребёнок находится на промежуточной стадии психологической готовности к школе. В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребёнок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство до школой со следующего года. Но, принимая решение отдать малыша в школу, будьте готовы к тому, что Вам придётся постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на предмете. Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребёнка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребёнка в группу подготовки к школе.
Воспитатель Королёва Светлана Леонидовна