Детский сад 82 г.Томск - Нравственно-волевая подготовка детей к школе

Нравственно-волевая подготовка детей к школе

Категория: Консультации для родителей Создано: 27.03.2023

Переход из детского сада в школу — важный этап в жизни детей. Многие родители считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребёнка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна, но её недостаточно для успешного обучения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли, а нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции «Я всё знаю», «Я всё умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствием у них волевого усилия. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно - волевой подготовке ребёнка к обучению в школе, она включает два аспекта:

- готовность к учению,

- принятие нового образа жизни.

Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность.

  • Организованность

- Умение следовать цели, поставленной взрослыми.

- Умение пользоваться планом, предложенным взрослыми.

- Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы.

- Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе.

  • Ответственность

- Понимание ребёнком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, а также готовность держать ответ за порученное дело.

- Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия.

- Удовлетворение от того, что дали поручения, беспокойство за успех.

- Умение оценивать результат труда.

  • Самостоятельность

- Охотное принятие ребёнком предложения чего-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учёбы.

- Выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого.

- Умение выполнить работу без посторонней помощи.

- Умение преодолевать трудности и достигать результата.

- Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

  • Дисциплинированность

- Охотное и своевременное выполнение требований взрослого.

- Умение сдерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины.

- Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

  • Настойчивость

- Умение длительное время сдерживать усилия к достижению поставленной цели и достигать её.

- Преодоление трудностей и препятствий.

- Доводить начатое дело до конца.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Важно для старшего дошкольника и умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе. Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Установлению положительных взаимоотношений в группе способствует также наличие у детей инициативности, т. е. участия в различных видах деятельности, где ребёнок берёт на себя решение какого-либо задания и выступает как его активный участник или даже лидер. Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания. Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.

Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение, в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания решительности и целеустремленности. Важно, чтобы дети имели дома доступные по их возрасту трудовые обязанности. Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать. Особое внимание нужно обращать на режим дня детей. Твердый распорядок организуемой деятельности детей, приучает их к порядку, воспитывает чувство времени. Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств. У семилетних детей мы должны наблюдать умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что «надо»!

Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»

1.Ребёнок посещает детский сад или групповые занятия?

а) Да, с удовольствием.

б) Посещает по необходимости, но ему там не нравится.

в) Не посещает.

  1. Как ведёт себя Ваш ребёнок, попадая в незнакомую компанию сверстников?

а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.

б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся.

в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.

  1. Если Вашего ребёнка кто-то из детей обидит, он:

а) Даст сдачи.

б) Пожалуется взрослым.

в) Будет терпеть и ничего никому не скажет.

  1. Как ребёнок реагирует на критические замечания?

а) Старается исправится.

б) Никак не реагирует.

в) Делает «назло».

  1. Когда Вы задаёте ребёнку вопрос, на который он не знает ответ, он:

а) Рассуждает в слух и пытается догадаться.

б) Честно признаётся, что не знает. Задаёт этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.

в) Начинает кривляться и переводить тему.

  1. Если к ребёнку обращается малознакомый человек, он:

а) Легко вступает в разговор.

б) Односложно отвечает на вопросы.

в) Молчит и прячется за родителей.

  1. Разговаривая, ребёнок:

а) Спокойно излагает свои мысли.

б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.

в) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.

  1. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребёнка немного помолчать, он:

а) Терпеливо ждёт, пока Вы договорите.

б) Постоянно влезает во взрослый разговор.

в) Начинает ныть и капризничать.

  1. Если Вы даёте ребёнку поручение, которое ему не нравится, он:

а) Старается побыстрее убрать.

б) Долго ноет, но всё-таки убирает.

в) Убирает только с Вашей помощью.

  1. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор), ребёнок:

а) Сидит до тех пор, пока не соберёт.

б) Просит Вас помочь.

в) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.

Итоги:

За каждый ответ «а» - три балла,

ответ «б» - один балл,

ответ «в» - ноль баллов.

От 20 до 30 баллов: Психологическая готовность 100%

          Психологически Ваш ребёнок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменения распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он ещё недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой. Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребёнку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию. А если ребёнок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.

От 20 до 10 баллов: Психологическая готовность 50%

          Ваш ребёнок находится на промежуточной стадии психологической готовности к школе. В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребёнок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство до школой со следующего года. Но, принимая решение отдать малыша в школу, будьте готовы к тому, что Вам придётся постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на предмете. Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребёнка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребёнка в группу подготовки к школе.

Воспитатель Королёва Светлана Леонидовна

Яндекс.Метрика