Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру
Игра – основной вид деятельности детей.В игре выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражает свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Одной из форм обучения является дидактическая игра, которая позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей интерес к познанию, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача
- игровая задача
- игровые действия
- правила игры
- результат (подведение итогов)
Приведу несколько дидактических игр, которые использую в работе с детьми раннего возраста.
Дидактическая игра «Собери котят»
Дидактическая задача: учить находить одинаковые картинки; учить называть животных и выделять их.
Игровая задача: собрать котят для мамы кошки, различая их среди других животных.
Игровое правило: правильно собрать котят, выделяя их среди других животных.
Ход игры:
Выставляем картинки (игрушки) животных: 5котят, 5 белок, коза, медведь, кошка. Затем показывает картинку с мамой-кошкой, которая плачет и говорит: «Мама-кошкагуляла со своими котятами, и они перепутались с другими животными. Помогите кошке собрать своих котят.
Дети находят картинки скотятами и ставят рядом с кошкой.
Дидактическая игра «Назови детёнышей»
Дидактическая задача: учить называть животных и их детёнышей; активизировать речь детей.
Игровая задача: помочь животным найти своих детёнышей.
Игровое правило: не ошибаться, называя животных и правильно подобрать им животных.
Ход игры:
выставляем хаотично картинки детёнышей животных, а внизу картинки взрослых животных и говорит: «Мамы – животные гуляли со своими детками, а они все разбежались. И теперь мамы не могут найти своих детёнышей. Давайте им поможем.»
Дети называют животное и подбирают ему детёныша, повторяя за его название.
Таким образом, используя дидактические игры в системе обучения, можно не только развивать умственные способности ребёнка и правильную речь, но и формировать знания об окружающем мире.
Воспитатель Цырганович Ирина Евгеньевна