Пробуждение ответственности у детей
Родители мечтают научить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом деле такие обязанности, являясь важными в быту семьи, могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать. Первый шаг - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении. Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать. Девизом семьи должно стать: «Я хочу понять своего ребенка». Ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. Если у родителей с детьми «война» из-за домашних дел, за воспитание в них чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. Даже если мы выиграем одно «сражение» и добьемся выполнения своих назиданий, ребенок может стать раздражительным, отбиться от рук. Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Добиться этого возможно: 1.Чутко слушая ребенка. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. И делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит. 2.Сознательно избегая таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти. Используя в речи оскорбления, ругательства, пророчества, угрозы, обвинения, демонстрацию власти. 3. Не переходя «на личности». Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребенка, его достоинство. Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены. Используя эти принципы и приемы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его характера. Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность. Воспитать в своих детях чувство ответственности необходимо постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними. Чувство ответственности у детей умело, и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств.
Адиева Светлана Михайловна, воспитатель МАДОУ №82, г. Томск