Значение занятий по риторике в ДОУ
Колесова О.Ю., старший воспитатель
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, навыкам счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, развитие самоконтроля.
В последнее время в детском саду вводятся занятия по риторике. Цель риторики как предмета – научить понимать речь, развивать коммуникативные умения, научить детей эффективно общаться в разных ситуациях. В структуре курса выделены следующие тематические блоки:
- «Азбука общения» ( примерные темы занятий «Красную речь любо слушать», «Доброе слово лечит, а худое – калечит»)
- «Речевой этикет» («Если виновен – проси извиненья, словом ищи выраженья…», «Сколько просьб начинается с «Будьте добры!»)
- «Техника речи» («Ну и шепоток во весь роток», «Секреты волшебницы речи»)
- «Речевые жанры» («Если не умеешь говорить, научись слушать», «Сто тысяч «почему» живут на белом свете»
Детская риторика – то, с чего должно начинаться обучение ребенка в принципе. Ломоносов считает риторику основой всех наук, и был прав. По мнению И. Павлова, «без речи нет мышления». И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Занятия риторикой в ДОУ закладывают основу дальнейшей успешной жизни ребенка. На занятиях дети осваивают игровые упражнения на развитие речевых навыков малыша. Хотя занятия и строятся по четкому программному содержанию, основной формой обучения является игра. Игры позволяют ставить перед детьми учебную задачу не прямым образом (т.е. новый материал не дается в готовом виде), а путем творческого поиска, анализа, сравнения. Каждое занятие становится для ребенка его «самостоятельным» открытием.
Занятия по риторике проводятся 1 раз в неделю. Во 2-й младшей группе - 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей -25 минут, в подготовительной к школе группе -30 минут.
Упражнения для занятий родителей с детьми дома
1. «Чтение – повтор»
Возьмите интересную книгу. Прочитайте вслух фразу. Задача ребенка – дословно ее повторить. Лучше брать сказки А.С.Пушкина, но можно брать и прозу. Сначала берем короткие фрагменты, постепенно вводим и длинные предложения. Развивается оперативная память, расширяется словарный запас.
2. «Определи слово»
Дайте ребенку для определения слова. Пусть он объяснит, что такое часы, стол, муравей… Родители сами должны понимать, что в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов. Например, муравей – это насекомое. Затем нужно назвать внешние отличительные признаки и функцию или строение. Например, муравей – это насекомое, имеющее 6 ножек, очень трудолюбивое, строит муравейники и живет в лесу.
3. «Придумай рифму к слову»
Лебедь – мне ведь
Озеро – заморозило
4. «Я начну, а ты закончи»
Голоден, как…(волк).
Упрям, как…(осел).
Болтлив, как…(сорока).
5. «Что обозначают эти сравнения»
Девушка, как лебедь (красивая, гордая, прямая).
Лед, как камень (очень твердый).
Ноги, как ватные (вялые, не упругие, на таких невозможно ходить).
6. «Спрятанные сравнения»
«Золотые руки» - умелые, трудолюбивые.
«Сладкая ложь» - так говорят про обманную речь.
«Летящая походка» - красивая, легкая, как ветер.
7. «Угадай предмет по описанию»
«Сочный, сахарный, полосатый. (Арбуз)
«Веселый, говорливый, прохладный, лесной. (Ручей)
8. «Угадай предмет в комнате»
Зеленая, клетчатая, учебная. (Доска)
Точные, круглые, настенные. (Часы)
Эти упражнения не требуют особой подготовки, времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, вечерние, утренние часы.
Приятных Вам занятий!