Мультфильм: так ли он полезен для ребенка?
Воспитатель группы «Капелька» Новикова Лариса Анатольевна
Большинство родителей считают, что мультфильмы для ребенка – это отличное времяпровождение, которое поможет с пользой занять свое «чадо». Мультфильмы всегда считались чисто детским жанром, который позволяет не только развлечь ребенка, но и научить его новому, познать мир с других сторон, познакомиться с новыми героями и т.д. Однако не каждый знает о вреде мультфильмов на детскую психику.
Яркие, зрелищные образы мультипликационных фильмов с ненавязчивым, доступным смыслом моментально привлекают внимание любого ребенка. Здесь перед ним окружающий мир предстает в более красочном и понятном виде, который притягивает и обещает много нового и интересного. Герои мультфильмов демонстрируют ребенку эталоны поведения, впервые знакомят с представлениями о добре и зле, показывают, как можно действовать в той или иной ситуации. В идеале мультфильм развивает мышление ребенка и формирует его мировоззрение. Однако современные мультипликаторы не всегда задумываются о влиянии мультфильма на психику маленького ребенка.
Сегодня мультипликационные фильмы стали несколько иными. Большая часть транслируемых мультфильмов на телевидении принадлежит зарубежным производителям, а это значит, что и рассчитана на иную аудиторию с другими ценностями, нормами поведения и моралью. Кроме того, современные мультфильмы порой демонстрируют не лучшие человеческие качества. Так довольно часто на экране телевизора ребенок может наблюдать сцены насилия, агрессии, атрибуты смерти и проявления жестокости. Примером этого могут выступать многочисленные японские мультфильмы, переполненные сражениями и кровопролитными битвами за добро и зло.
Довольно часто в мультфильмах демонстрируется и девиантное поведение. В данном случае по сюжету герои не наказываются за «неправильные поступки». В популярном фильме «Маша и медведь» главная героиня становится примером неуважительного отношения к старшим, вседозволенности и отсутствия контроля над собственным поведением и манерами общения. Тем не менее, по данным статистики TNS Gallup Media, мультфильм «Маша и медведь» является одним из самых популярных.
Актуальной проблемой современных детских мультфильмов становится проблема восприятия смерти. Герои могут умирать и воскресать несколько раз за серию, убивать друг друга, демонстрировать агрессию по отношению к другим и даже совершать суицидальные действия. Здесь примером может послужить всем известный мультфильм «Том и Джерри», где мышь и кот за одну серию могут убить друг друга несколько раз. Просмотр таких мультиков приводит к неправильному восприятию жизни и смерти ребенком, даже подвергая опасности его собственную жизнь. Ведь где гарантия, что он не захочет повторить то, что совершает его любимый герой?
Сегодня практически все мультипликационные фильмы – это продукт массовой культуры. Они навязывают ребенку стандартные взгляды на жизнь, воспитывая его таким, как все. По сути, это «культурный фастфуд», который засоряет сознание ребенка ненужными знаниями, заменяя или искажая нужные. Понимая это, каждый родитель хочет максимально нивелировать негативное влияние мультфильмов на сознание своего дитя.
Как правильно смотреть мультфильмы? Прежде всего, важно дать понять ребенку, что мультфильм – это сказка, выдуманная реальность. Ребенок не должен воспринимать все за чистую монету. При этом, необходимо тщательно выбирать мультфильмы, которые демонстрируются ребенку. Сегодня попадаются такие продукты массовой культуры, которые могут включать в себя даже материалы сексуального характера, не предназначенные для просмотра лицам младше 18-ти лет. Тем не менее, они также представлены в мультипликационном жанре («Южный парк», «Хентаи», «Американский папочка» и т.д.). Родителям стоит тщательно отбирать мультики для просмотра ребенка, учитывая, что ему можно находиться перед голубым экраном не более 1,5 часа в день.
Самым действенным методом нивелирования негативного влияния мультфильма на ребенка является воспитательная беседа. Ребенку необходимо разъяснить, что происходит на экране, объяснить, что можно, а что нельзя делать, почему герои поступают именно так и что стоит запомнить из того, что он видел. Заботливое участие родителя даже при просмотре мультфильма станет лучшим средством для сохранения психики ребенка здоровой и невредимой.