«Тревожность у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с понятием «тревожность», с её проявлениями и способами коррекции.Задачи: · познакомить родителей с понятием «тревожность»;· рассказать о причинах появления тревожности;· познакомить с характерными проявлениями тревожности у детей;· рассказать о способах коррекции тревожности.План:1. Тревожность у детей старшего дошкольного возраста.2. Причины появления тревожности.3. Характерные проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.4. Способы коррекции тревожности. О высоком уровне тревожности у ребенка можно говорить, если волнение и беспокойство сопровождают его постоянно, создавая фон эмоционального состояния и влияя на его поведение. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, которое может проявляться задолго до предстоящих событий. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя неуверенными и беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Они очень самокритичны и предъявляют к себе высокие требования. При этом уровень их самооценки низок. Тревожные дети часто считают себя действительно некрасивыми, глупыми, неуклюжими. Они ищут поощрения, одобрения у взрослых во всех делах – это придает им уверенности, но лишает самостоятельности. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Скорее они будут жаловаться на здоровье.
Противоречивые или завышенные требования, предъявляемые к ребенку, частое сравнение с другими детьми, частые и слишком строгие наказания, внутрисемейные конфликты, разводы, высокая тревожность самих родителей – все это способствует развитию тревожности у детей.
Психологи выделяют следующие критерии тревожности у ребенка: постоянное беспокойство, трудность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение и раздражительность. Можно предполагать, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Признаки тревожного ребёнка:
- не может долго работать, не уставая;
- ему трудно сосредоточиться на чем-то;
- любое поручение вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
- смущается чаще других;
- часто говорит о напряженных ситуациях;
- как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
- жалуется, что ему сняться страшные сны;
- руки у него обычно холодные и влажные;
- у него нередко бывает расстройство стула;
- сильно потеет, когда волнуется;
- не обладает хорошим аппетитом;
- спит беспокойно, засыпает с трудом;
- пуглив, многое вызывает у него страх;
- обычно беспокоен, легко расстраивается.
Что нужно делать родителям, если у ребенка проявляется тревожность.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт
4. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
5. Будьте последовательны в воспитании
6. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний
7. Используйте наказания лишь в крайних случаях
8. Не унижайте ребенка, наказывая его.
О чем важно помнить родителям, если у ребенка проявляется тревожность:
Если вас не очень устраивает поведение или успехи вашего ребенка - это совсем не повод, чтобы лишить его вашей любви и поддержки. Ведь теплые, доверительные и спокойные отношения в семье – это самое главное лекарство от тревожности.
Воспитатель Скачкова Наталья Валерьевна