Детский сад 82 г.Томск - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 01.06.2024

С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, ринолалией, алалией, заиканием. В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Использование здоровьесберегающих технологий стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является артикуляционная гимнастика, которая представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированные движения органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики влияет на:

- улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшение подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы языка, губ, щёк;
- уменьшение спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.              С учетом артикуляционных укладов, которые необходимо сформировать, подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики.
         Эти упражнения используются как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. К ним относятся следующие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Окошечко» и многие другие.

          К здоровьесберегающим технологиям относится: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», способствующая развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

          В последнее время все более актуальными становятся такие технологии, как логоритмика, биоэнергопластика, Су-Джок-терапия.

         Логоритмика широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений происходит     коррекция речевого и двигательного взаимодействия. Формируется умение изменять силу и высоту голоса, и правильное произнесение звуков.

      В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК – терапии. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика. В результате у детей улучшалось внимание, восстанавливалось бодрое настроение, что благотворно влияло на мозг и нервную систему, повышая работоспособность детей   на занятиях.

       Здоровьесберегающие технологии не является волшебной силой, способной полностью разрешить логопедические проблемы ребенка.

          Использование здоровьесберегающих технологий позволяет значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

               Прокофьева Наталья Михайловна, учитель-логопед

Яндекс.Метрика