Дидактические игры, способствующие сенсорному и речевому развитию ребенка
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
На каждом этапе сенсорного развития, стоят разные задачи:
В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине.
В среднем дошкольном возрасте:
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение детей способам обследование предметов;
- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).
Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики пальцев рук неразрывно связаны друг с другом. В таких играх формируется важный для ребенка пинцетный захват (большим и указательным пальцами). Можно предложить ребенку усложнить вариант, брать предметы, или семена большим и средним, потом – большим и безымянным пальцами.
Таким образом сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного и речевого развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие
необходимое успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, а также для многих видов трудовой деятельности.
Примеры дидактических игр
Игра «Золушка»
Цель: формировать представления о разных свойствах предметов. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: предметы имеющие разные свойства, пинцеты.
Ход игры: 1 вариант: сортировка предметов по разным свойствам: цвету, величине, форме, материалу.
2 вариант: сортировка семян гороха и фасоли, используя пинцетный захват, или чередуя пальцы.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.
Материал: тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы.
Ход игры:
1 вариант: Определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
2 вариант: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе. Заранее расставляются на столе геометрические фигуры и прячется мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию взрослого ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал взрослый и называет её.
Игра «Мозаика из бросового материала»
Цель: формировать представления о разных свойствах предметов, сенсорных эталонах. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок.
Ход игры: Выложить рисунок: неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Игра «Какого цвета предметы в помещении?»
Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.
Материал: интерьер помещения, посуда, игрушки и другие вещи.
Ход игры. Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету.
Игра «Опиши по памяти».
Цель: развивать зрительную память у ребёнка.
Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.
Игра «Найди на ощупь названную часть тела»
Цель: формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.
Ход игры. Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи «выше», «ниже», «впереди», «сзади».
Игра «Узнай по голосу»
Цель: развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.
Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.
Игра «Большой – маленький»
Цель: развивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с условной меркой.
Материал: набор полосок разной длины.
Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена
Игра «Определи на вкус»
Цель: продолжать различать по вкусу овощи, фрукты.
Материал: поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла, лук и др.) и карточки с их изображением.
Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать карточку с овощем, который он попробовал.
Учитель-логопед
Дмитриева Оксана Геннадьевна