Детский сад 82 г.Томск - Дидактические игры, способствующие сенсорному и речевому развитию ребенка

Дидактические игры, способствующие сенсорному и речевому развитию ребенка

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 18.04.2024

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

На каждом этапе сенсорного развития, стоят разные задачи:

 В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине.

В среднем дошкольном возрасте:

- формирование сенсорных эталонов; 

- обучение детей способам обследование предметов;

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).

      Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития.  

       Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики пальцев рук неразрывно связаны друг с другом. В таких играх формируется важный для ребенка пинцетный захват (большим и указательным пальцами). Можно предложить ребенку усложнить вариант, брать предметы, или семена большим и средним, потом – большим и безымянным пальцами.

 Таким образом сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного и речевого развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие

 необходимое успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, а также для многих видов трудовой деятельности.

Примеры дидактических игр

Игра «Золушка»

Цель: формировать представления о разных свойствах предметов. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: предметы имеющие разные свойства, пинцеты.

Ход игры: 1 вариант: сортировка предметов по разным свойствам: цвету, величине, форме, материалу.

2 вариант: сортировка семян гороха и фасоли, используя пинцетный захват, или чередуя пальцы.

   Игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.

Материал: тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы.

Ход игры:

1 вариант: Определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

2 вариант: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе. Заранее расставляются на столе геометрические фигуры и прячется мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию взрослого ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал взрослый и называет её.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель: формировать представления о разных свойствах предметов, сенсорных эталонах. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры: Выложить рисунок: неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

 

   Игра «Какого цвета предметы в помещении?»

Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.

Материал: интерьер помещения, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры. Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету.

Игра «Опиши по памяти».

Цель: развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

 

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

Цель: формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Ход игры. Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи «выше»«ниже»«впереди»«сзади».

Игра «Узнай по голосу»

Цель: развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.

Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.

Игра «Большой – маленький»

Цель: развивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с условной меркой.

Материал: набор полосок разной длины.

Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена

Игра «Определи на вкус»

Цель: продолжать различать по вкусу овощи, фрукты.

Материал: поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла, лук и др.) и карточки с их изображением.

Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать карточку с овощем, который он попробовал.

                                                             Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика