Игры с крупами как средство развития мелкой моторики и речевого развития дошкольников
В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук. Они расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речевое развитие. Игры с крупами служат незаменимым помощником, для развития данных центров.
Предлагаю Вашему вниманию несколько интересных ИГР С КРУПАМИ.
- Каша для Мишки.
Предложите ребенку ложку и две емкости (желательно небьющиеся). В одну из них насыпьте немного крупы и покажите ребенку, как можно ложечкой пересыпать из одной посудины в другую. Для этих целей прекрасно подойдет детская пластмассовая посуда - яркие кастрюльки и сковородочки. "Сварите" с малышом кашку для мишки и супчик для заиньки. Эта игра поможет научить карапуза общаться с ложкой. Только не забывайте о технике безопасности: при "общении" ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом.
- Бассейн для пальчиков.
"Бассейн" для пальчиков. Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину - вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный "бассейн" спрячьте кубик. Покажите малышу другой кубик и попросите его отыскать такой же в "бассейне". Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество "погруженных" предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки.
- Бусы для любимой бабушки.
Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок. Конечно, для выхода в свет такая бижутерия не подойдет, однако для домашнего праздника вполне приемлема.
- Рисование на манке.
Рисуем на манке, можете взять крышку от обувной коробки, вложить на дно лист цветной бумаги, сверху высыпать манку и рисовать
Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальцы ребенка станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям.
Для занятия необходимо взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Поднос должен иметь высокие края, желательно в виде бортиков, а не поднимающиеся плавно, но даже это не гарантирует того, что крупа не будет рассыпана по полу. Занятие лучше проводить в комнате, где нет ковровых покрытий, и два движения веником приведут пол в порядок.
Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.
Дети младшего дошкольного возраста серьезно относятся к новому. Им необходимо время, чтобы исследовать свойства круп, попробовать их на вкус, пересыпать с ладони на ладонь, возможно, ваше предложение порисовать, вызовет протест. Поэтому первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. Это может занять много времени, и необязательно все занятие простоять над ребенком. Достаточно объяснить ему правила: играй только на подносе, что упало на стол, собери и положи обратно.
На следующее занятие можно приступать к рисованию. Если малыш протестует, необходимо договориться, что нарисуем и будешь играть дальше сам.
Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе. Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.
Игры с крупами информативны для детей, способствуют развитию мелкой моторики, развитию центров отвечающих за речевое развитие детей и детей дошкольного возраста.
Учитель-логопед
Дмитриева Оксана Геннадьевна