Детский сад 82 г.Томск - Дидактический синквейн

Дидактический синквейн

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 24.11.2021

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно. Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время. («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» …

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

 Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Особенно нравится детям анализировать неполный синквейн, определять отсутствующую часть.

На каком этапе ОД можно использовать прием составления синквейна? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения. Таким образом, прием составления синквейна носит характер комплексного воздействия. Не только развивает речь, но и способствует развитию ВПФ (мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия).

Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности дошкольников с нарушениями речи с применением дидактического синквейна способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления.

Учитель-логопед Прокофьева Наталья Михайловна

Яндекс.Метрика