Детский сад 82 г.Томск - Заучиваем с детьми стихи-диалоги

Заучиваем с детьми стихи-диалоги

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 20.09.2021

Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как её ребёнок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или с подружкой! Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют всё услышанное и подражают интонациям взрослых.

Но стоит ребёнку начать читать стихотворение наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной и однообразной, текст проговаривается скороговоркой, без каких-либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространённой ошибкой при чтении у детей является многоударность, т. е. ударение на каждом слове. Что же делать?

Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи должны быть не только доступны пониманию ребёнка, но и непременно нравиться ему, вызывать при чтении радость.

Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. (Диалог – это разговор двух действующих лиц, в отличии от монолога, когда действующее лицо говорит от своего имени.)

Стихи-диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом-партнёром или с залом.

Стихотворение-диалог:

- Здравствуй, киса!

Как дела?

Что же ты от нас ушла?

- Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете…

На хвостик наступаете.

Такие стихи-диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни.

Даже считалку, в которой многоударность оправдана, если она написана в форме диалога, можно прочесть очень просто:

-Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыки драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто брал?

- Родион.

- Выйди вон!

Чешская народная песенка «Разговор лягушек» в переводе С. Маршака тоже написана в форме диалога.

- Кума, ты к нам?

- К вам, к вам, к вам, к вам!

К воде скачу, ловить хочу.

- Кого, кого, кума?

- Рака, карпа и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать? Конечно, дам!

Чтобы этот разговор звучал живее, лягушки могут квакать во время диалога, прыгать друг другу на встречу. Это доставит детям большое удовольствие. Обратите внимание детей на короткие слова, особенно «к вам, к вам», которые напоминают кваканье лягушек.

Когда в стихах-диалогах встречаются слова автора, можно дать их одному из детей или действующим лицам, особенно если и прямая речь, и авторская относятся к одним и тем же персонажам, как в стихотворении О. Бедарева «Куры»:

Сели куры на забор

И пустились в разговор:

- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Мы взлетели высоко.

Касатки в небе вьются,

Над курами смеются:

- Эх вы, куры, ко-ко-ко,

Разве это высоко?

В стихотворении В. Викторова «Бычок-новичок» слова автора также можно передать действующим лицам.

Вышел бычок на лужок.

Козочку встретил бычок.

- Му, - говорит бычок,-

Я на лугу новичок.

Ты покажи мне скорей,

Где здесь трава повкусней.

- Ме, - раздаётся в ответ,-

Травки невкусной нет.

Травка всегда хороша,

Если жевать не спеша.

Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской «Уши»:

- Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

- Еже..!

Отвечает доктор гневно:

- Еже… еже… ежедневно!!

Для малышей стихи-диалоги очень полезны. Они приучают к общению, а значит, и к простоте в чтении стихов.

                                                                      Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика