Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда
Цель: создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных дидактических игр.
Не для кого не секрет, что с помощью игровых средств создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Для развития фонематического восприятия, а также для закрепления, дифференциации нарушенных звуков, в своей работе я использую различные дидактические игры:
Игра “Аквариум”
Цель: закреплять умение определять место звука в слове.
Материал: 4 аквариума, картинки с рыбками.
Ход игры:
Логопед произносит 10 слов со звуком [ш]. Если звук [ш] находится в начале слова, ребенок опускает рыбку в первый аквариум, если в середине – во второй аквариум, а если в конце - в последний. Затем дети считают количество рыбок в каждом аквариуме.
Слова: шаг, шапка, кошка, шишка, солнышко, шоколад, камыш, шахматы, душ, шкаф, мишка, стишок, малыш.
Игра "Зонтики для ежат"
Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.
Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры:
Ребенку предлагается: одному ежику подарить зонтики с одним звуком, а другому — с другим. (зонтики разложены вперемешку на столе).
Игра «Украшаем шапки»
Цель: Автоматизация звуков [ш] и [с] в предложении.
Оборудование: Плоскостные изображения вязаных шапочек, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [ш] и [с] (разные позиции).
Ход игры:
Логопед предлагает детям украсить шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить её на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка».
Дети составляют предложения, правильно произнося при этом звук [ш] или [с].
Игра «Магазин»
Цель: Автоматизация звуков [ш] и [с] в словах и предложениях. Развитие диалогической речи.
Оборудование: Плоскостные изображения вязаных шапочек, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [ш] и [с] (разные позиции). Кружочки-монетки с буквами [ш] и [с]
Ход игры:
На столике лежат предметы, в названиях которых есть звук [ш] и [с]. (шашки, воздушный шар, карандаши, игрушки: мишка, мышка, лиса, слон, совок, сова и др.) У детей кружочки-монетки с буквами [ш] и [с]. У столика воспитатель в роли продавца. Дети подходят к столику, выбирают товар и оплачивают нужной монетой. Продавец уточняет, какой товар выбран, какой монетой оплачен и почему.
Таким образом, чтобы коррекционная работа по автоматизации звуков проходила быстрее, необходимо использовать дидактические игры. Хочется отметить, что дети с радостью играют в эти дидактические игры.
Желаю всем успешной работы с детьми.
Учитель-логопед Прокофьева Наталья Михайловна