Развитие навыков диалогической речи у детей как показатель успешности их социализации
Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает. Диалог для ребенка - это первая ступень овладения речью, ступень, обучающая общаться. Цель общения - поддержание социальных контактов, обмен информацией. Общение является основой развития личности. Оно сопровождает нас всю жизнь. Все дети проходят одинаковые этапы развития, но дети с тяжелыми нарушениями речи проходят эти этапы гораздо медленнее. Ни для кого, ни секрет, что без общения невозможна успешная социализация в обществе. Чем ребенок общительнее, тем быстрее он пройдет путь социализации (адаптации в обществе).
Считаю, что именно овладение диалогической речью это одна из важных задач речевого развития дошкольника. Успешность развития зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), в процессе целенаправленного развития дошкольника необходимо их учитывать.
В своей логопедической работе по развитию диалогической речи у детей, использую огромное множество методов, приведу некоторые из них.
Игры и упражнения на развитие диалогической речи у дошкольников
Упражнение «Просьба»
Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Логопед выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает поощрение.
Игра «О чём спросить при встрече?»
Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ. Примерные вопросы: как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?
На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать логопед, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).
Игра «Вежливые слова»
Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.
Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.
Игра «Приглашение»
Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.
Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.
Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.
Игра «Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.
Хочется отметить, что детям нравятся эти игры. На занятиях они научились выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее, говорить спокойно, доброжелательным тоном, соблюдать очередность в разговоре.
Главной целью работы с детьми с ТНР - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, и т.д. Именно в процессе общения происходит становление дошкольника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
В процессе успешной работы дети проще преодолевают барьер социализации в обществе. Находят свою ячейку в нем.
Учитель – Понамарева Асия Фазрахмановна