Что такое истерика и почему она случается?
Когда ребёнок кричит, падает на пол, бьётся головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого, родители в растерянности. Что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?
У одних детей период истерик проходит быстро, у других – может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам – можно исправить ситуацию достаточно быстро.
Истерики и капризы.
Важно разграничить понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребёнок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также, как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы. Например, ребёнок хочет идти пешком, когда подъехал автобус, и вы торопитесь.
Истерика – это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она обычно проявляется громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети, находясь в таком состоянии, могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этот момент не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.
Причины, по которым дети устраивают истерики:
- Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.
- Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
- Неспособность выразить словами своё недовольство. Родителям необходимо научить его выражать свои эмоции другими способами.
- Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные, новые для него, зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться.
- Состояние во время или после болезни. Родители должны вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронических проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
- Желание подражать взрослым или сверстникам. Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что вам такое поведение не нравится и вы от этого расстраиваетесь, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.
Часто бывает, что взрослые сами, неосознавая того, провоцируют истерики у детей. Это происходит, при чрезмерной опеке или применении патологической строгости к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.
В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своих чувств к положительным и отрицательным поступкам ребёнка так же отрицательно влияет на ребёнка – порождает вседозволенность и неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.
Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.
Ошибки воспитания играют важную роль в формировании поведения ребёнка, однако, они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.
Клокова Анна Викторовна, педагог-психолог