Эмоциональный компонент готовности ребенка к обучению в школе
Развитие эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе является важным фактором, который, к сожалению, не всегда учитывается. Именно эмоциональная готовность ребенка к школьному обучению будет способствовать легкой адаптации к новому образовательному учреждению, успешности в приобретении новых знаний, социальному развитию в группе сверстников.
В современных условиях информационных технологий, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, обогащает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Придя в школу ребенку необходимо обладать навыками владения собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.
Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности.
Эмоциональная сфера личности ребенка имеет ряд особенностей по сравнению со взрослыми, а именно обладает:
- интенсивностью проявления эмоций;
- непосредственность в проявлении эмоций;
- быстрой переключаемостью, сменой настроений;
- поверхностностью эмоций.
При поступлении ребенка в школу должны быть сформированы следующие качества и характеристики личностной сферы в области эмоций:
- устойчивость чувств;
- глубина чувств;
- осознание причин появления тех или иных эмоций;
- проявление высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии эмоциональной готовности ребенка может помочь:
- использование примеров эмоционального реагирования героев известных сказок, рассказов;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
- сочинение историй;
- рассматривание картин, рисунков, фотографий;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки.
Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.
Педагог-психолог Павлова Наталья Викторовна