Детский сад 82 г.Томск - Формирование пространственных представлений у дошкольников на логопедических занятиях

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логопедических занятиях

Создано: 18.03.2023

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Осваивается данный навык очень медленно и с большими трудностями. Особенно сложно развивается формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Это проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, понимания и употребления в речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности в ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Поэтому на своих занятиях я уделяю внимание развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке к такому важному виду деятельности как письмо. В свою работу включаю коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на формирование пространственной ориентировки, графических навыков у дошкольников с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей.

В работе с детьми среднего и   старшего дошкольного возраста использую так называемые «Зрительные диктанты».  Детям нравится выкладывать изображения из счетных палочек. Игры по принципу: «Кто запомнит», «У кого что получилось», «Выложи по образцу», «Выложи по инструкции». Детям предлагаю выложи домик, справа от него елочку, слева от него выложи дерево; сверху выложи птичку и т.д. Интересно то, что у каждого ребенка изображение дома, дерева получается свое, каждый из них проявляет своё творчество, если образец не задан детям. Такие игры развивают творческое воображение и пространственное мышление детей, идет работа над определением последовательности предметов. В этих играх дети учатся отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: выше, ниже, между, правее, левее, ближе, дальше; предлоги: над, под.

Дети с большим удовольствием берут на себя роль учителя и сами придумывают аналогичные задания друг для друга.

В такой занимательной форме проходят наши уроки логопеда. И мы очень рады нашим встречам.


Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика