Пальчиковый театр на логопедических занятиях
На своих занятиях использую пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Сегодня на логопедическом занятии с группой «Лучик» проиграли сказку «Репка». С помощью сказки “Репка” проводилась работа по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (тема “Овощи”). Чтобы хорошо известная сказка заинтересовала детей старшего дошкольного возраста, я использую разные приемы. Последовательность появления героев может быть случайной (ребенок достанет пальчиковые куклы из “волшебного мешочка”) или “задом наперед”, то есть рассказывание сказки с конца. Введение в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ) так же модифицирует сюжет сказки, а значит, привлекает внимание ребенка.
На занятии проводится работа по расширению, уточнению словаря признаков, действий. Логопед объявляет, что дети могут помочь героям сказки собрать урожай, если назовут как можно больше прилагательных. Например, репа желтая, круглая, крупная, спелая, крепкая. Дети подбирают подходящие слова-действия: как убирают овощи? Выдергивают, срывают, выкапывают, срезают. Отрабатывается употребление простого предлога ЗА: Внучка взялась ЗА бабку, бабка ЗА дедку и т.д.
В логопедической группе находятся дети с различными поведенческими нарушениями, коммуникативными проблемами. Самостоятельное управление куклами, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями застенчивого, неуверенного в себе ребенка. Наблюдение за действиями театральных кукол организуют внимание, дисциплинируют гиперактивных детей. На занятиях кукла хвалит, поощряет ребят.
Учитель-логопед Черняева Светлана Николаевна