Детский сад 82 г.Томск - Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Категория: Методическая копилка Создано: 12.12.2014

Воспитатель I квалификационной категории, Латышева А. Н.

Одним из важнейших направлений современного развития общества является гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление интереса к ребенку и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия.

          В Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, А. В. Петровский) отмечается: важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития, - включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, эстетических, этических и социальных оценок. Следовательно, речь идет о приобщении к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру.

          Процесс приобщения ребенка – дошкольника к художественной литературе – это прежде всего процесс становления в нем личности, т. к. именно литература показывает цели, за которые мы боремся; без которых не было бы движения вперед.

          Человек не может жить без цели в жизни; он думает о том, какими должны быть настоящие люди, какими должны быть отношения между людьми, какими качествами они должны обладать, т. е. стремится к идеалу. А литература как раз и дает нам не только всестороннее знание жизни, она еще и учит нас, как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизни и борется с тем, что мешает их реализации. Поэтому у нас и возникла необходимость начать работу по развитию интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Принцип своей работы строим по спирали, повторяя виток за витком, но каждый раз на новом уровне. При этом наша работа имеет и общий стержень. Каждый тематический блок в целом на каждом возрастном этапе (старшем и подготовительном к школе) в основе себя повторяется, но уже с последующим усложнением соответственно возрасту детей. Главной целью в своей работе считаем – развитие интереса к художественной литературе. Поэтому и поставили перед собой следующие задачи:

           - помогать внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение;

- способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому;

- помогать понять скрытые поступки героев произведения, мотивы их поведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову;

- помогать выразительно, с естественными интонациями, читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в драматизациях;

- учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста;

- продолжать знакомить с книгами поэта, выяснять симпатии и предложения детей.

Чтобы выполнить эти задачи, разработали модель работы по блокам:

1.    «Фольклор народов мира (песенки, календарные обрядовые песни, игровой фольклор, сказки и былины).

2.    «Поэзия стран мира».

3.    «Проза разных стран».

4.    «По страницам «толстой» книги».

В своей работе используем следующие методы работы с детьми:

I Целенаправленное наблюдение

1.    Воспитатель может совместно с детьми рассмотреть, какими и средствами писатель добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические персонажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.

2.    Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» произведения.

3.    Рисование  детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, «волшебных» атрибутов из доступных материалов (связки ключей, метлы, посоха, колдовской книги). После рисования, лепки, изготовления масок, «волшебных» атрибутов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок.

4.    Подбор наиболее подходящей музыки к произведению (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д) и характера действия.

II Сравнение

1.    Игра  в сравнения («Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?».

2.    Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.

3.    Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Например, можно предложить детям сравнить сказки А. С. Пушкина и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?

III Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

1.    Узнавание автора по стилю. Дети могут определить авторство после прочтения педагогом нескольких отрывков.

2.    Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация.  

3.    Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки. Разыгрывание сценок из произведений может быть и в форме викторины. Дети – зрители могут отгадывать, какой  это герой, из какой сказки.

4.    Литературный театр. Свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений, выставку книг писателя.

IV Эксперимент с художественным образом :

1.    рассказывание от имени одного из героев произведения,

2.    «герои среди нас» (персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами),

3.    домысливание судьбы героя.

V Оценка и суждение

1.    Мой любимый герой (аргументированное доказывание достоинств  своего героя и убеждение слушателей).

2.    Любимое произведение, любимый автор. 

3      Тематические индивидуальные и коллективные беседы о прочитанном. («О каких событиях идет речь в произведении? Встречались ли подобные события в других произведениях? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим произведениям?»).

4      Беседа о жанре. (Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?

5      Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских писателях и зарубежных. Рассказ о зарубежном писателе хорошо предварить рассказом о его стране. Можно сообщить о памятниках, посвященных сказочным героям, писателям, и о памятных местах, связанных с их именами (Пушкинские горы, «Русалочка» и два памятника Андерсену в Копенгагене, Андерсенград под Санкт – Петербургом, Дом-музей Андерсена в Оденсе, «Пинокио» - в Коллоди, Диснейленд в США т. д.).

6      Беседа о самом смешном произведении, самом смешном эпизоде. Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке.

Работа по ЧХЛ может проводиться в виде организации различных словесных игр (например, «подбери рифму», «закончи предложение» и т.д.), викторин, «часов сказок», по созданию проектов «Чтобы дольше жили книжки», «Именная книга», «Бюро находок» (где будет храниться вещи сказочных героев). Может быть оформлен и «мини-музей книги», основная идея которого – показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини – музее могут быть собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-картинки, книжки-раскладушки, сборники собственных произведений педагогов и родителей.

Книги можно разделить по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделить произведения о природе. Книги могут различаться и по размеру, и по назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей.

В музее книги могут быть представлены портреты известных писателей, «Орудия труда» писателей – от пера до современной авторучки, а можно создать и разделы «На чем писали в древности», «Чем раньше писали», «Как появились книги», «Как делают книги сегодня», «Книги бывают разными» (книжки-малышки, 3D – книжки, книжки – игрушки и т. д.), «Сделали сами», «Книжкина больница».

Крайне важным в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество педагогического коллектива с родителями, кроме того, реализация программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души. Для родителей можно проводить консультации по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги, а также о значении видеокниги, и ее «плюсах» и «минусах».

Чтобы пребывание детей в детском саду было не только интересным, но и побуждало их умственную деятельность, фантазию и творчество, для них, помимо представленной выше работы, можно проводить и экскурсии в библиотеку, организовывать литературные утренники.

Педагогический процесс с детьми мы планируем и организуем на основе изучения индивидуальных особенностей воспитанников. На каждого ребенка ведем диагностическую карту, что помогает нам корректировать его индивидуальное развитие. По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика: 44% воспитанников имеют высокий уровень индивидуального развития по художественной литературе на начало этого 2014 – 2015 учебного года (ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений; обнаруживает изобразительное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; способен усваивать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст; верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мыли, чувства; проявляет внимание к языку литературного произведения, активно проявляет себя в редких видах художественной деятельности, творчески активен), тогда как на конец 2013 – 2014 учебного года составлял 33%.

 

Яндекс.Метрика