Детский сад 82 г.Томск - Формирование познавательного интереса дошкольников через реализацию «информационного» банка игр

Формирование познавательного интереса дошкольников через реализацию «информационного» банка игр

Категория: Методическая копилка Создано: 23.11.2014

Латышева Анастасия Николаевна, Воспитатель I Квалификационной категории

Современное общество характеризуется как информационное, что порождает значимость информации в современном мире, ее особую роль и ценность, а также диктует необходимость совершенствования способов и методов получения, обработки, систематизации и передачи информации. Область образования в этом плане является самой актуальной: одним из приоритетных направлений развития образования в России становится создание образовательной информационной среды.  Использование компьютерных технологий - необходимое условие полноценного педагогического процесса не только в школах, но и в детских садах.

          Однако действующая система дошкольного образования существенно отстаёт от процессов, происходящих в школе и обществе в целом. Информационные технологии в системе дошкольного образования еще не нашли должного применения во многих дошкольных учреждениях. Одной из причин ограниченного использования информационных технологий  является недостаточная разработанность методических условий их использования и отсутствие соответствующих методик.

На сегодняшний день для нашего образовательного учреждения актуальным становится вопрос об использовании информационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с целью совершенствования способов и средств детской деятельности, обеспечения всестороннего развития личности ребёнка - дошкольника и подготовки его к полноценной жизни в информационном обществе.

          Нашими педагогами создан электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в сети Интернет, имеется электронный адрес ДОУ. Медиатека детского сада  постоянно пополняется фотографиями, видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр медиаматериалов позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, а также трансляцию, обобщение, обмен опытом работы.

На стадии развития находится создание информационного банка игр. В основе образовательной работы нашего дошкольного учреждения лежат игры нового типа, цель которых – психологическая подготовка детей к школе, которую условно можно подразделить на  личностную, интеллектуальную и волевую. Все эти задачи  успешно решаются с помощью развивающих игр.

 

Игра для детей составляет основное содержание жизни. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает и как важное средство воспитания ребенка. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои знания и представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

 Нашими педагогами составлена картотека игр для развития всех познавательных процессов у детей разных возрастных групп; систематизированы дидактические игры для групповой и индивидуальной деятельности.

Через игру в жизнь ребенка входит и компьютер. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать;

- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты);

-  компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения.

Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Педагоги используют в работе с дошкольниками компьютерные игры - ассоциации. Все эти игры объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов у дошкольников.

Так, например, формировать у детей начальные математические представления: прямой и обратный счет, счет с заданным шагом, состав числа, простейшие арифметические действия: сложение и вычитание, помогает серия игр «Живая математика». Умению экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве, способствуют игры серии «Ориентация в пространстве». Учат детей узнавать графические представления букв, читать, играть со словами игры из серии «Русский язык в картинках». Познакомят детей с различными явлениями природы, их взаимосвязью, с растительным и животным миром игры из серии «Человек и природа». Научить детей классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание) помогут игры серии «что лишнее?». Развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию; способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии - игры серии «Конструирование».   

Дети не могут только получать знания. Им непременно нужно применять их на практике. На этом этапе проявляется их творческий подход к собственной деятельности. Они выступают в роли режиссеров собственных фильмов. Компьютерные режиссерские игры, позволяют ребенку повторить весь ход событий в виде мультфильма. Дети, фантазируя, создают свой собственный мультик, сюжет которого разворачивается на фоне различных декораций. Самостоятельно принимают решение, выражают свою индивидуальность. Благодаря наличию готовых форм, ребенок не отвлекается на их создание: вырезывание или рисование. Его мышление направлено непосредственно на создание образа, фигуры, сюжета. Это очень важно, так как дети начинают ощущать себя творцами своего мультфильма.

 Такая работа важна для усвоения ребенком социального опыта, выражения собственной позиции (дети, которые больше других знают – уверенные в себе дети), проявления самостоятельности (чем одаренней ребенок, тем меньше у него причин требовать помощи), индивидуальности; а также для сотрудничества ДОУ и семьи.

Яндекс.Метрика