Детский сад 82 г.Томск - Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников

Категория: Методическая копилка Создано: 22.02.2023

Воспитатель: Еникеева Екатерина Александровна

                                            

                                                                                         «Любовь к родному краю,

                                                                                     родной культуре, к родной речи                

                                                                                    начинается с малого- с любви

                                                                                     к своей семье, к своему жилищу.

                                                                                    Постепенно расширяясь

                                                                                     эта любовь переходит в любовь к                      

                                                                                      своей стране, к её истории,

                                                                                     её прошлому и настоящему,

                                                                                      а затем ко всему человечеству,

                                                                                     к человеческой культуре»

Д.С. Лихачев.

ВВЕДЕНИЕ.

Культуру России можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры и мы по праву можем ими гордиться. Ещё А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: « Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили.

Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники поистине бесконечно доброго народного мастерства. Поэтому важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. С этой целью в нашем детском саду и был задуман проект «Мини-музеи в детском саду», В нем знакомят ребят с крестьянским бытом, народными праздниками. В музее проходят занятия по культуре своего народа и азбука народного творчества, которые формируют у детей уважение и интерес к историческому прошлому своего края.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. К сожалению, сегодня стараниями зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется «рабское поклонение» всему иностранному, принижаются достижения и открытия сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого. Не знает ничего».

     Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Выделение данной задачи закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Специфика образовательного пространства Томска позволяет выделить такое приоритетное направление образования дошкольников, как музейная педагогика.

Музеи города, являясь центрами воспитания любви к Отечеству, приобщения к духовным ценностям, выполняют свою просветительскую миссию.

Педагогический коллектив нашего детского сада разработал долгосрочный творческий проект «Мини-музеи в детском саду», участниками которого стали дети, их родители и воспитатели. Темой проекта стало патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Работа в мини музеях ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

Развивать воображение детей.

Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о России, её столице;

знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Что такое мини-музей.

   Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.

Для расположения мини-музеев можно использовались различные части групповых игровых комнат, приемных, спальных комнат, стены у входа в группу, и кабинеты дополнительного образования. Каждый из мини-музеев обязательно вписывается в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных детским садом. Интерьеры музеев постоянны. Меняются лишь отдельные декоративные элементы.

В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли музееведов, и в роли хозяев избы.

Мини-музей «Отечество моё – Россия»

В мини-музее «Отечество моё – Россия» экспонатами являются отражающие национальные, природные особенности нашей страны и нашей области: портрет президента, флаг и герб России, карта России, герб Томской области, карта Томской области, герб Томска, карта Томска, фотографии, открытки,   гжельские игрушки и посуда, хохломская посуда, изделия из бересты; книги и дидактические пособия о том, как жили наши предки, собраны легенды о Томске, о Томи и Ушайке, произведения томских поэтов о родном городе, макеты Московского Кремля, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки.

В мини – музее «Отечество моё – Россия» проводятся экскурсии, как детьми, так и педагогами. Тематика экскурсий разнообразна: «Как на Древней на Руси», «Встреча весны на Руси», «Здравствуй, Масленица!», «Этой ярмарки краски», «Пасхальная радость», «В Светлое Христово Воскресенье», «Кукла – травница», «Бабушкин сундук», «Моя Родина – Россия», «Все мы – одна семья, все народы – здесь друзья», «День Победы», «Под мирным небом Родины моей», «День победы помнят деды», «Слава армии родной», «Полет в космос», «Что мы знаем о космосе и космонавтике?», «Мой любимый город», «Путешествие по Томску», «Четыреста лет тому назад», «Многонациональный Томск», «Сбережем природу Томска»; проводятся беседы о великих соотечественниках и т. д.

Мини-музея «Русская изба»

1.РУССКАЯ ПЕЧЬ

   Давайте вместе с вами отправимся на экскурсию в наш музей. Пусть это слово и сухое, и холодное, и может быть от него пахнет застарелой пылью, а свой музей мы назвали ласково «Крестьянская изба». В нем тихо, тепло и уютно. Здесь царит «свежевыбеленная» красавица-печь.

   Есть такая русская народная загадка

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка».

Её отгадка: «стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар».

Войдя в избу, на печь сразу обращаешь внимание. «Без печи хата - не хата» говаривал русский народ. Печь занимает почти пол избы, с ней связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Верой и правдой служила она нашим предкам, выполняя в их быту самые разные функции:

в ней готовили пищу (стряпали),

пекли хлебы, на ней спали,

проращивали солод для кваса, пива и браги,

сушили продукты,

она отапливала и вентилировала избу,

в её печурках сушили варежки, валенки,

под ней хранили дрова,

она определяла рабочие места в жилом помещении,

даже домовые и сверчки жили за печкой.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей- лебедей, везет Емелю к царю и т.д. В печи готовили еду себе и домашней живности. Для сна делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои старые косточки старики и старухи - и, говорят, помогало.

«Мала печка, да тепленька», «Когда в печи жарко - тогда и варко» - говорят русские народные пословицы. Хорошая печь - гордость и печника, и хозяина дома.

  1. ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА.

Продолжая рассматривать экспонаты нашего музея взгляд останавливается на полке с глиняной посудой. Сколько здесь форм, есть и расписные, и совсем новые, и отслужившие человеку много лет.

И все же интересно когда появилась в обиходе у человека посуда из глины? Оказывается, после того, как впервые человек изготовил первый сосуд из обожженной глины, прошло около 7000 лет.

Время меняло форму глиняной посуды, совершенствовалась рецептура смесей, менялась технология обжига. Это позволило создавать изделия разных цветов, придавать им любую форму, стенки сосудов делать такими тонкими, что они становились почти прозрачными. Перед мастерами открылись почти безграничные возможности. Но родоначальником всей огромной семьи керамических изделий был простой глиняный горшок.

  1. ПОЛОТЕНЦА.

Переходим к следующим экспонатам нашего музея. Полотенца играли большую роль в крестьянском быту. Они были не только необходимой частью домашнего обихода, но являлись неотъемлемой частью многих сельских, церковных и семейных праздников. На полотенце подносили «хлеб - соль» дорогим гостям, полотенцем опоясывались сваты, исполняя свои обязанности.

Наряду с лентами, с платками, и другими атрибутами полотенца играли важную роль в свадебных обрядах.

Полотенце дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям жены. Вышитыми полотенцами украшали образа («божницы» в домах). Полотенце обязательная часть приданого. Ими в дни сельскохозяйственных и церковных праздников крестьяне украшали свой дом.

Само название «полотенце» происходит от древнего русского слова « полотно» и указывает на то, что предмет этот появился очень давно. Вышитые полотенца – характерная черта быта всех восточных славян. Мотивы вышивок полотенец отличаются разнообразием, выразительностью и разной техникой исполнения (мелкий крестик, тамбурный шов, гладь и др.)

Различно и цветовое решение: красные тона, красно-черные, многоцветные. Особый интерес представляют сюжеты вышивок на полотенцах. Талантливые русские мастерицы в течение ряда столетий выработали множество приемов украшения праздничных , ритуальных и повседневных полотенец. Украшали их кружевами. Каждая губерния, иногда каждый уезд имели свои характерные особенности вышивки.

Мини – музей сказки

Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию таких мини – музеев, как «Мини – музей сказки» и «мини – музей книги». Домом для музея сказки могут быть, как изба, так и «царская палата», и «теремок», «пряничный домик», «ледяной дворец», «хрустальный дом», даже рукавичка и простой горшок.

Украшением музея сказки могут быть портреты героев, зеркала, волшебные предметы для витрин (аленький цветочек, ковер – самолет, скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, музыкальная табакерка).

Оформлять такие мини – музеи сложно. Можно сначала попробовать оформить «уголок сказок» или собрать коллекции вещей сказочных героев (шапочек Незнайки, колпачков Буратино, золотых ключиков, корзиночек Красной Шапочки, снежинок из «Снежной Королевы» и т. д. ), самостоятельно изготовленные детьми.

Мини – музей книги

Так в мини – музее книги могут быть собраны книжки – малютки, книжки – раскладушки, книга – свиток, книги с закладками и т.д.. Книги в музее можно разделить и по жанрам: сказки, стихи, повести, басни, рассказы. Отдельно можно выделить произведения о природе. Можно книги в музее разделить и по назначению (обучающие, развивающие), по возрасту маленьких читателей и по размеру самих книг.

Основная идея мини-музея книги – знакомство с литературным наследием России. Важно с ранних лет приучать детей к гармонии русского слова, познакомить их с чувством изящного, чувством наслаждения музыкальностью и поэтичностью русской речи.

Дополнительными экспонатами музея книги могут быть портреты российских писателей, «орудия труда» писателей – от пера до современной авторучки, и «предметы труда» писателей – от бересты (предмета труда летописцев) до тетрадного листа; электронные книги, собственные макеты книг.

В мини – музеях нашего детского сада хранятся рисунки, поделки, открытки разных поколений выпускников. В таком музее живет частица детства каждого выпускника ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Музей пополняется новыми экспонатами.

Почему же настолько актуально воспитание на традициях отечественной культуры? Во-первых, мы в большинстве своём – русские. Во-вторых, без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству.

Результат.

Мини-музеи используются для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора . Например тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

Главное – мы достигли цели: создали обще развивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми.

В настоящее время такая работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности зачастую не считаются важными.

Яндекс.Метрика