Игры на развитие пространственного мышления и речевого развития детей дошкольного возраста
Специалисты в области физиологии, психологии и педагогики отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи развитие высших психических функций сильно отстает. В частности, медленно формируется пространственное мышление. У детей отмечаются затруднения в ориентировке, в схеме собственного тела, в анализе структуры предмета, которые определяют речевое развитие и развитие мыслительных процессов.
Поэтому педагогам важно включать в свою работу игры на развитие пространственного мышления во взаимосвязи с речевым развитием.
Работа включает четыре этапа.
- Ориентироваться в схеме собственного тела.
- Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
- Ориентировка на плоскости.
- Знакомство с временными представлениями.
Предлагаю игры и упражнения, для каждого возрастного этапа.
Возраст от одного года до трех лет.
1.«Что получилось?» Рисуем точки в хаотичном порядке, и просим ребенка их соединить, а после догадаться, что получилось. Данную линию мы условно превращаем в «звуковую дорожку», отрабатывая с ребенком поставленные звуки.
- «Повтори рисунок» на бумаге рисуется простой рисунок, например
«Домик», ребенок должен его повторить по фигурам (квадрат, треугольник). К домику мы дорисовываем героев, объекты и получается сюжет, после этого я предлагаю задания на закрепление предлогов.
Отработка предлогов идет в определенной последовательности, которую установил А. Н. Гвоздев в соответствии с онтогенезом. Последовательность закрепления предлогов: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др.
- Игра «Что сзади тебя, что спереди». Учим ребенка словам, помогающим описывать свойства и расположения объектов (больше, меньше, выше, сзади, справа, слева, высоко, низко и т.д.).
Важно на первом этапе учить находить и анализировать предметы относительно собственного тела. Игру проводим регулярно для лучшего запоминания. Расширяем словарь признаков и свойств предметов.
- Игра «Выложи фигурку». Используем счетные палочки, конструктор, кубики и т.д. Анализируем творчество детей. Предлагаем сравнивать фигуры по размеру.
5.«Какая башня сейчас упадет и почему?» Развиваем логику и мыслительную деятельность в целом. Учим рассуждать, делать умозаключения и формировать их во фразу.
- Лепим из глины, песка, пластилина. Создаем разные объекты.
В работе важно делать упор на органы чувств: важно трогать, пробовать на вкус. Можно испечь фигурки из теста, или предложить готовое печенье разной формы.
С трёх до пяти лет:
1.«Измерь дорожку» используя линейку, замерь дорожку белочки, зайчика, какая из них длиннее. Также эта дорожка превращается в «звуковую», или «слоговую», где ребенок отрабатывает звуки или слоги.
2.«Раскрась, не выходя за контуры» (ребенок чувствует размеры предметов).
3.«Назови, кто и где расположен». Работа с иллюстрациями. Ребенок называет героев и их расположение в пространстве. Параллельно идет отработка предложно-падежных конструкций.
- «Выложи фигурки персонажей». Выкладываем фигуры по порядку от самой большой к меньшей и отрабатываем сравнительную степень прилагательных.
- «Нарисуй фигуру по цифрам, соединив точки». Про получившегося героя ребенок придумывает историю. Все задания предполагают работу по развитию связной речи и развитию грамматических категорий.
Хорошим подспорьем в работе будут выкладывание паззлов, сюжетных кубиков, поделки из бумаги в частности оригами.
С пяти до семи лет:
- «Графические диктанты»
2.«Карты, глобус». На них знакомим детей с условными обозначениями (гор, рек, лесов, морей), с понятием масштаб. Все сложные слова в лексикон вводятся постепенно. Главное, чтобы ребенок слышал их и привыкал. Занятия с картой хорошо развивают пространственное и абстрактное мышление.
- «Создаем свою карту». Рисуем дорогу от дома, до детского сада. Обозначаем объекты, остановки, дорогу, пешеходный переход и т.д. Ищем более короткий и удобный путь. Развиваем память, логику, воображение. Отрабатываем предложно-падежные конструкции.
4.«Лабиринты в картинках»
5.«Собираем чемодан». Компактно раскладываем вещи по своим местам в чемодане.
- Игра «Дом», «Фотограф». Расставить мебель или игрушки, как указано на плане, инструкции. Ребенку предлагаются предметы, которые необходимо расставить или разложить на столе, следуя указаниям («ближе», «дальше», «левее», «правее», «между», «за»).
- «Загадки». Учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ, а при заучивании развивают речь ребенка, идет автоматизация поставленных звуков. Еженедельно с детьми отрабатывается лексическая тема, детям предлагаются загадки по теме, дети заучивают их с родителями на выбор и на следующем занятии загадывают сверстникам.
Важно на каждом этапе, особое внимание уделять активизации словарного запаса детей: применение в речи предлогов и наречий, согласование слов в предложении, выстраивание предложно-падежных конструкций.
Разработанная система занятий, игр и упражнений эффективна и показывает хорошие результаты на практике. Уровень сформированных пространственно-временных представлений у дошкольников существенно повышается, и дети на выходе в школу имеют хорошую речевую динамику.
Учитель-логопед
Дмитриева Оксана Геннадьевна