Детский сад 82 г.Томск - Игры на развитие пространственного мышления и речевого развития детей дошкольного возраста

Игры на развитие пространственного мышления и речевого развития детей дошкольного возраста

Категория: Методическая копилка Создано: 22.02.2023

Специалисты в области физиологии, психологии и педагогики отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи развитие высших психических функций сильно отстает. В частности, медленно формируется пространственное мышление. У детей отмечаются затруднения в ориентировке, в схеме собственного тела, в анализе структуры предмета, которые определяют речевое развитие и развитие мыслительных процессов.

Поэтому педагогам важно включать в свою работу игры на развитие пространственного мышления во взаимосвязи с речевым развитием.

Работа включает четыре этапа.

  1. Ориентироваться в схеме собственного тела.
  2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
  3. Ориентировка на плоскости.
  4. Знакомство с временными представлениями.

Предлагаю игры и упражнения, для каждого возрастного этапа.

Возраст от одного года до трех лет.

1.«Что получилось?» Рисуем точки в хаотичном порядке, и просим ребенка их соединить, а после догадаться, что получилось. Данную линию мы условно превращаем в «звуковую дорожку», отрабатывая с ребенком поставленные звуки.

  1. «Повтори рисунок» на бумаге рисуется простой рисунок, например

«Домик», ребенок должен его повторить по фигурам (квадрат, треугольник). К домику мы дорисовываем героев, объекты и получается сюжет, после этого я предлагаю задания на закрепление предлогов.

Отработка предлогов идет в определенной последовательности, которую установил А. Н. Гвоздев в соответствии с онтогенезом. Последовательность закрепления предлогов: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др.

  1. Игра «Что сзади тебя, что спереди». Учим ребенка словам, помогающим описывать свойства и расположения объектов (больше, меньше, выше, сзади, справа, слева, высоко, низко и т.д.).

Важно на первом этапе учить находить и анализировать предметы относительно собственного тела. Игру проводим регулярно для лучшего запоминания. Расширяем словарь признаков и свойств предметов.

  1. Игра «Выложи фигурку». Используем счетные палочки, конструктор, кубики и т.д. Анализируем творчество детей. Предлагаем сравнивать фигуры по размеру.

5.«Какая башня сейчас упадет и почему?» Развиваем логику и мыслительную деятельность в целом. Учим рассуждать, делать умозаключения и формировать их во фразу.

  1. Лепим из глины, песка, пластилина. Создаем разные объекты.

В работе важно делать упор на органы чувств: важно трогать, пробовать на вкус. Можно испечь фигурки из теста, или предложить готовое печенье разной формы.

С трёх до пяти лет:

1.«Измерь дорожку» используя линейку, замерь дорожку белочки, зайчика, какая из них длиннее. Также эта дорожка превращается в «звуковую», или «слоговую», где ребенок отрабатывает звуки или слоги.

2.«Раскрась, не выходя за контуры» (ребенок чувствует размеры предметов).

3.«Назови, кто и где расположен». Работа с иллюстрациями. Ребенок называет героев и их расположение в пространстве. Параллельно идет отработка предложно-падежных конструкций.

  1. «Выложи фигурки персонажей». Выкладываем фигуры по порядку от самой большой к меньшей и отрабатываем сравнительную степень прилагательных.
  2. «Нарисуй фигуру по цифрам, соединив точки». Про получившегося героя ребенок придумывает историю. Все задания предполагают работу по развитию связной речи и развитию грамматических категорий.

Хорошим подспорьем в работе будут выкладывание паззлов, сюжетных кубиков, поделки из бумаги в частности оригами.

С пяти до семи лет:

  1. «Графические диктанты»

2.«Карты, глобус». На них знакомим детей с условными обозначениями (гор, рек, лесов, морей), с понятием масштаб. Все сложные слова в лексикон вводятся постепенно. Главное, чтобы ребенок слышал их и привыкал. Занятия с картой хорошо развивают пространственное и абстрактное мышление.

  1. «Создаем свою карту». Рисуем дорогу от дома, до детского сада. Обозначаем объекты, остановки, дорогу, пешеходный переход и т.д. Ищем более короткий и удобный путь. Развиваем память, логику, воображение. Отрабатываем предложно-падежные конструкции.

4.«Лабиринты в картинках»

5.«Собираем чемодан». Компактно раскладываем вещи по своим местам в чемодане.

  1. Игра «Дом», «Фотограф». Расставить мебель или игрушки, как указано на плане, инструкции. Ребенку предлагаются предметы, которые необходимо расставить или разложить на столе, следуя указаниям («ближе», «дальше», «левее», «правее», «между», «за»).  
  2. «Загадки». Учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ, а при заучивании развивают речь ребенка, идет автоматизация поставленных звуков. Еженедельно с детьми отрабатывается лексическая тема, детям предлагаются загадки по теме, дети заучивают их с родителями на выбор и на следующем занятии загадывают сверстникам.

Важно на каждом этапе, особое внимание уделять активизации словарного запаса детей: применение в речи предлогов и наречий, согласование слов в предложении, выстраивание предложно-падежных конструкций.

Разработанная система занятий, игр и упражнений эффективна и показывает хорошие результаты на практике. Уровень сформированных пространственно-временных представлений у дошкольников существенно повышается, и дети на выходе в школу имеют хорошую речевую динамику.

                                                                                 Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика