Развитие восприятия у детей дошкольного возраста
Восприятие –это психический процесс, отвечающий за познание мира, знакомство с объектами и предметами окружающей среды, различными явлениями т.д. Процесс восприятия –это целостность, образ предмета, который в последствии становится полученным опытом об окружающем мире. Ребенок не рождается с уже готовым умением понимать и воспринимать окружающую действительность, он учится этому. С рождения ребенок имеет возможность видеть, слышать, слушать. Это и является основными анализаторами восприятия: зрительного, слухового и тактильного.
Процесс восприятия тесно связан с развитием других психических процессов, таких как мышление, внимание, память, воображение. Восприятие способствует развитию речи. Поэтому так важно создать благоприятные условия для развития восприятия.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Развитие процесса восприятия возможно с помощью различных сенсорных игр, упражнений.
Игры на усвоение соотношения предметов по величине, форме и цвету.
- Можно использовать конструктор и большие и маленькие игрушки. Попросить ребенка построить дорожки короткие, длинные и поставить на длинные дорожки большую игрушку на короткую –маленькую. Возможно усложнить задачу и попросить ребенка построить дорожку определенного цвета.
- Раскладывать по размерам различные предметы от меньшего к большему. Для этой игры можно взять игрушки, цветные коробки, мячи и т.д.
- Находясь в комнате можно с ребенком искать высокие и низкие предметы (вещи, мебель), выделять цвета и формы (стол похож на квадрат, холодильник похож на прямоугольник-он белый и т.д.)
- Для развития процесса восприятия по соотношению предметов по величине можно использовать кубики, строить башни, сначала одинаковые, можно убрать детали или добавить и обсудить с ребенком какая башня стала выше, какая башня стала ниже, как сделать их одинаковыми. Можно задавать вопросы ребенку: «какого цвета этот кубик?», «Какую геометрическую фигуру он тебе напоминает?».
- Описывайте вместе с ребенком свойства фруктов, овощей (лимон желтый и кислый, апельсин оранжевый и круглый и т.д.). Взрослый может описывать свойства определенного фрукта, а ребенок попробует угадать что это за фрукт.
Игры на развитие слухового восприятия.
- Предложите ребенку различные предметы (Бумага-шуршит, колокольчик звенит, а какие звуки издает барабан и т.д.). Предметы могут быть разными. Затем попросите ребенка закрыть глаза и угадать по звуку какой это предмет.
- Разговаривайте шепотом! Ребенок должен находиться в 2х метрах от вас. Вы можете попросить выполнить какое-то действие, при этом следите за четкостью слов.
- Можно предложить ребенку различные игры с воспроизведением звуков животных, птиц. Взрослый может сам воспроизводить звуки животных, а ребенок угадывать какому животное воспроизводит их.
Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.
- В коробку или мешочек можно положить разные предметы известные ребенку. Это могут быть пуговица, колечко, кусочек меха. Предложить ребенку запустить руку в мешочек, выбрать предмет, описать его и назвать что это за предмет.
- Для развития тактильного восприятия подойдет лепка, пластилин, рисование пальчиками, конструирование.
Процесс развития восприятия очень важен для детей дошкольного возраста. В период дошкольного возраста восприятие активно развивается и совершенствуется. Если у ребенка не будет благоприятных условий для развития процесса восприятия, это может повлечь за собой отставание в развитии, и как следствие задержку психического развития. Развитое восприятие дает возможность лучше понимать явления, ситуации, выделять свойства и связи, легче усваивать информацию.
Учитель-дефектолог Павлова Наталья Викторовна.