Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Воспитатель
Хамитова Наталья Викторовна
МАДОУ №82
г. Томск
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.
1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.
К четырём годам у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Нечетко сформированное представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.
2 этап: ориентирование в схематичном пространстве, например, на листе бумаги. Ребенок начинает понимать, что «верх» - это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.
3 этап: включает в себя ориентацию в так называемом квази-пространстве, в системах знаков и символов, например, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций.
Важно отметить, что перечисленные уровни тесно взаимодействуют между собой.
Игры, направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Большое значение имеет использование игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводятся на всех занятиях и на прогулке.
Игровые упражнения: «Путаница», «Угадай, кто, где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».
Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). В старшей группе закрепляют и совершенствуют умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега, употребляя при этом наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо, справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др).
Ориентировка на плоскости.
В старшей группе дети должны научиться свободно, ориентироваться на плоскости. На занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.
При развитии ориентировки на плоскости используются математические диктанты, рисование по клеточкам.
Для развития временных представлений можно использовать следующее игры: «Когда это бывает?» (закреплять названия частей суток, времен года), «Дни недели» (Назвать дни недели, по порядку начиная с пятницы, любого другого дня недели), «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?», «Живая неделя», «Отгадай-ка», «Наоборот», «Наоборот», «Назови соседей», «Круглый год».
Иногда, кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево-право», «ближе-дальше», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.
Анализируя ответы детей старшего возраста, наблюдая за их деятельностью на занятиях и в свободное время, я пришла к выводу, что в результате проделанной работы:
- Повысился познавательный интерес к дидактическим играм.
- Речь детей стала более разнообразной. Они стали правильно использовать в речи предлоги и наречия, пространственную терминологию.
- Стало более развитым пространственное воображение, дети научились самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения, как модель реального пространства.
- Научились пользоваться наглядными пространственными моделями (планами) определенных пространственных ситуаций, передавать на плане основные ориентиры и взаимное расположение объектов.
- Научились определять свое местоположение в пространстве, ориентироваться по предметам в окружающем пространстве, определяя направление и пространственную размещённость этих предметов при ориентировке на плоскости.
- Дети стали правильно понимать и применять соответствующие словесные обозначения пространства.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Уровень развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста повысился, благодаря использованию правильно подобранных дидактических игр и упражнений
Цель достигнута, задачи для достижения данной цели выполнены, благодаря целенаправленному использованию специально подобранных дидактических игр и упражнений. Разработаны методики по развитию пространственных представлений.