Детский сад 82 г.Томск - Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Категория: Методическая копилка Создано: 16.03.2022

Воспитатель

Хамитова Наталья Викторовна

МАДОУ №82

                                         г. Томск

     Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

     Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

   Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.

К четырём годам у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Нечетко сформированное представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

2 этап: ориентирование в схематичном пространстве, например, на листе бумаги. Ребенок начинает понимать, что «верх» - это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

3 этап: включает в себя ориентацию в так называемом квази-пространстве, в системах знаков и символов, например, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций.

Важно отметить, что перечисленные уровни тесно взаимодействуют между собой.

Игры, направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Большое значение имеет использование игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводятся на всех занятиях и на прогулке.

Игровые упражнения: «Путаница», «Угадай, кто, где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). В старшей группе закрепляют и совершенствуют умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега, употребляя при этом наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо, справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др).

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно, ориентироваться на плоскости. На занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

При развитии ориентировки на плоскости используются математические диктанты, рисование по клеточкам.

   Для развития временных представлений можно использовать следующее игры: «Когда это бывает?» (закреплять названия частей суток, времен года), «Дни недели» (Назвать дни недели, по порядку начиная с пятницы, любого другого дня недели), «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?», «Живая неделя», «Отгадай-ка», «Наоборот», «Наоборот», «Назови соседей», «Круглый год».

Иногда, кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево-право», «ближе-дальше», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.

Анализируя ответы детей старшего возраста, наблюдая за их деятельностью на занятиях и в свободное время, я  пришла к выводу, что в результате проделанной работы:

  1. Повысился познавательный интерес к дидактическим играм.
  2. Речь детей стала более разнообразной. Они стали правильно использовать в речи предлоги и наречия, пространственную терминологию.
  3. Стало более развитым пространственное воображение, дети научились самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения, как модель реального пространства.
  4. Научились пользоваться наглядными пространственными моделями (планами) определенных пространственных ситуаций, передавать на плане основные ориентиры и взаимное расположение объектов.
  5. Научились определять свое местоположение в пространстве, ориентироваться по предметам в окружающем пространстве, определяя направление и пространственную размещённость этих предметов при ориентировке на плоскости.
  6. Дети стали правильно понимать и применять соответствующие словесные обозначения пространства.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

         Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Уровень развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста повысился, благодаря использованию правильно подобранных дидактических игр и упражнений

Цель достигнута, задачи для достижения данной цели выполнены, благодаря целенаправленному использованию специально подобранных дидактических игр и упражнений.  Разработаны методики по развитию пространственных представлений.

Яндекс.Метрика