Взаимодействие «Педагог-ребенок»
В отличие от взрослых дети живут практически полностью в сегодняшнем дне, т.е. здесь и
сейчас, в детстве человек максимально свободен (открыт миру) и максимально зависим от
взрослого (в социальном плане). Признаками совмещенной психологической системы
«Взрослый - ребенок» выступают: целостность, взаимосвязь всех ее частей. Одной из
важных характеристик, определяющих качество системы, является ее открытость.
Положительно окрашенные эмоциональные отношения приводят к положительному
отношению ребенка к миру.
М. И. Лисина считала, что общение является одним из важнейших факторов общего
психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми культурный опыт человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.
Для начала определимся с основными понятиями взаимодействия в системе ВЗРОСЛЫЙ –
РЕБЕНОК. Дошкольное образование рассматривается нами как управляемый контекст
развития ребенка дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания, организуемых
взрослыми (педагогами и родителями) с целью разностороннего и целостного развития
ребенка.
Предлагаю рассмотреть цепочку Педагог-ребенок.
Взаимодействие педагога и ребенка проявляется в образовательной, совместной
деятельности, в совместных действиях, направленных на общий результат и организации
предметного окружения. Совместные занятия педагога с ребенком, дают возможности
наладить контакт, научиться понимать друг друга, слышать друг друга. Ведь очень важно,
когда взрослый умеет слышать ребенка, тем самым у них возникают доверительные
отношения. Педагог в работе с ребенком используют объяснение, демонстрация образцов,
алгоритм, внешний контроль, оценка.
Основной задачей воспитателя является создание развивающей предметно- пространственной среды в группе, обогащение её современными игровыми модулями и дидактикой, где каждому ребенку было бы комфортно и интересно исследовать, добывать новые знания вместе с взрослым. Педагог в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнера, владеющий личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями (метод проектов, ТРИЗ и т.д.). Для достижения намеченных результатов взрослый организует процесс взаимодействия с ребенком, используя разнообразные средства – предметы, объекты, в качестве которых могут быть игрушки, картинки, книги с иллюстрациями, видеосюжеты, и т.д. определяет пространство – игровая, умывальник, раздевалка (прихожая), прогулочная площадка и т.п. В соответствии с требованиями ФГОС у дошкольника формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные качества.
Воспитатель: Изотова Инга Брониславовна