Детский сад 82 г.Томск - «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников»

«Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников»

Категория: Методическая копилка Создано: 10.07.2021

Адиева Светлана Михайловна,

воспитатель

МАДОУ № 82 г.Томск

       Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

     Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

     Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Правовое воспитание  - систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

     Цель формирования правовой культуры – развитие социально активной личности, правового мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами через знакомство с художественной литературой.Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка:

  • в интересной и занимательной форме знакомить детей с основами  человеческих прав, отраженных в о Конвенции ООН о правах ребенка;
  • развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации к знакомым сказкам;
  • развивать способность анализировать действия, поступки литературных персонажей  и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев литературных произведений;
  • воспитывать правовую сознательность, альтруистские чувства.

   Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются :

  • систематичность работы;
  • взаимосвязь с занятиями по развитию речи, приобщению к художественной литературе, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью;
  • сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

   Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:

  • - информационно-познавательного– знания детей о правах, знания об обязанностях;
  • - эмоционально-оценочного– оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;
  • - поведенческо - деятельностного– умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

     Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

  1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
  2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

III. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

  1. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

     В условиях правового воспитания у старших дошкольников развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ человека. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

   Известно, что литература - прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека. Большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки, отражающие плохие и хорошие поступки.

     На материале сказок детям легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка. Если рассматривать сказку с нравственно-правовой точки зрения, то сразу становится очевидным – мораль сказки формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм.                    7 с

  • Право на медицинское обслуживание: «Айболит» К.И. Чуковский.
  • Право на жизнь и свободу: «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок», «По щучьему веленью», «Морозко».
  • Право на жизнь и свободу выбора: русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.
  • Право на личное имущество, защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
  • Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Право на неприкосновенность жилища и имущества: В.С. Михалков «Три
  • поросёнка», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», Н. Носов «Огурцы».
  • Право свободно передвигаться и выбирать место жительства: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка». Право на труд: русская народная сказка «Репка».
  • Право искать убежище от преследования в др. странах: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка». Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу: В.М. Гаршин «Лягушка -путешественница».
  • Право на свободное мнение и уважение другого: М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К.Д. Ушинский «Ветер и солнце».

     Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

     Таким образом, правовое воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир, воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Надо помнить, что вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым,  его нельзя рассматривать как «модное» направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества других дел.

Викторина  «Литературные герои имеют право».

  1. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями и из-за этого происходит много неприятностей (4)
  2. Колобок
  3. Заюшкина избушка
  4. Хаврошечка
  5. Гуси – лебеди
  6. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
  7. По щучьему веленью
  8. Теремок
  9. Зимовье зверей
  10. В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? (2,7,8)
  11. Колобок
  12. Заюшкина избушка
  1. Хаврошечка
  2. Гуси – лебеди
  3. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  4. По щучьему веленью
  5. Теремок
  6. Зимовье зверей

3.В каких четырех сказках было совершено покушение на жизнь главных героев? (1,4,5,8)

  1. Колобок
  2. Заюшкина избушка
  3. Хаврошечка
  4. Гуси – лебеди
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  6. По щучьему веленью
  7. Теремок
  8. Зимовье зверей

4.В каких двух сказках герои, герои воспользовались своим правом на вступление в брак, хотя родители невесты были против?(3,6)

  1. Колобок
  2. Заюшкина избушка
  3. Хаврошечка
  4. Гуси – лебеди
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  6. По щучьему веленью
  7. Теремок
  8. Зимовье зверей

5.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери: плохо кормит ее и заставляет работать с утра до вечера? (3)

  1. Колобок
  2. Заюшкина избушка
  3. Хаврошечка
  4. Гуси – лебеди
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  6. По щучьему веленью
  7. Теремок
  8. Зимовье зверей

6.В какой сказке девочка и мальчик жили одни без родителей и опекунов? (5)

  1. Колобок
  2. Заюшкина избушка
  3. Хаврошечка
  4. Гуси – лебеди
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  6. По щучьему веленью
  7. Теремок
  8. Зимовье зверей

7.В каких двух сказках герои присваивают чужой голос, а потом покушаются на жизнь другого героя сказки? (2, 5)

  1. Морозко
  2. Волк и семеро козлят
  3. Царевна – лягушка
  4. Петушок – золотой гребешок и жерновки
  5. Ивашко и ведьма
  6. Лисичка – сестричка и волк

8.В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность чужого имущества? (3,4,6)  В каких четырех сказках нарушено право на свободу личности? (2, 3,4,5) 1. Морозко .

  1. Волк и семеро козлят
  2. Царевна – лягушка
  3. Петушок – золотой гребешок и жерновки
  4. Ивашко и ведьма
  5. Лисичка – сестричка и волк

9.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)

  1. Сказка о царе Салтане
  2. Сказка о рыбаке и рыбке
  3. Сказка о мертвой царевне
  4. Сказка о золотом петушке
  5. Сказка о попе и работнике его Балде
  6. Руслан и Людмила

10.В какой сказке не соблюдается право на достойную оплату труда?(5)

  1. Сказка о царе Салтане
  2. Сказка о рыбаке и рыбке
  3. Сказка о мертвой царевне
  4. Сказка о золотом петушке
  5. Сказка о попе и работнике его Балде
  6. Руслан и Людмила

11.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)

  1. Сказка о царе Салтане
  2. Сказка о рыбаке и рыбке
  3. Сказка о мертвой царевне
  4. Сказка о золотом петушке
  5. Сказка о попе и работнике его Балде
  6. Руслан и Людмила

12.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери и даже покушается на ее жизнь?(3)

  1. Сказка о царе Салтане
  2. Сказка о рыбаке и рыбке
  3. Сказка о мертвой царевне
  4. Сказка о золотом петушке
  5. Сказка о попе и работнике его Балде
  6. Руслан и Людмила
Яндекс.Метрика