Социально–педагогическое партнерство ДОУ и семьи в воспитании детей

Категория: Методическая копилка Создано: 22.06.2021

Адиева Светлана Михайловна, воспитатель МАДОУ №82, г. Томск

Крикунова Ольга Лермонтовна, воспитатель МАДОУ №82, г. Томск

Мурсалимова Анастасия Владимировна, воспитатель МАДОУ №82, г. Томск

 

         Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому партнёрство педагогов с родителями невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Педагоги нашего ДОУ также стремятся к изменению традиционных форм общения с родителями к вариативным и использованию их на практике. Эффективно организованное сотрудничество способствует построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительных отношений и стремлению к взаимопониманию.

В рамках региональной базовой площадки по отработке моделей введения ФГОС ДО по теме «Разработка и апробация модели субъектно-субъектного взаимодействия детского сада и семьи в контексте ФГОС ДО» в ДОУ была создана проблемно-творческая группа «Родительский университет». Целью работы стало оказание профессиональной помощи семье в воспитании детей иподдержка родительской инициативы, вовлечение родителей в жизнь ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Этапы работы проблемно-творческой группы «Родительский университет»:

  1. Разработка содержания и форм работы с родителями. Проведение опроса с целью изучения их потребностей.
  2. Установление между родителями воспитанников и воспитателями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
  3. Изучение педагогами семейных проблем конкретной семьи в воспитании ребенка.
  4. Планирование содержания взаимодействия, выбор форм сотрудничества.

В работе с родителями педагоги используют различные формы сотрудничества:

- Организация работы Наблюдательного совета, общего родительского комитета ДОУ и родительских комитетов групп ДОУ. Наблюдательный совет и родительский комитет являются коллегиальными органами самоуправления, постоянно действующими на общественных началах в ДОУ. На протяжении всего учебного года Наблюдательный совет и родительские комитеты принимают активное участие в жизнедеятельности ДОУ. Таким образом выстраивать социальное партнерство с родителями намного проще. Родители – лидеры постоянно подходят с инициативой по поводу того или иного мероприятия, рассматривают разнообразные вопросы: организация и контроль питания в ДОУ, оснащение педагогического процесса необходимым инструментарием, организация предметно – развивающей среды в ДОУ и многое другое. Наглядная информация о мероприятиях размещается в уголках для родителей. Используем различные формы подачи информации: информационные листки, памятки, буклеты, папки – передвижки, фотоотчёты, фотовыставки.

- Родительские собрания в форме тренингов, практикумов. Родители воспитанников превращаются из пассивных наблюдателей в участников диалогов. общение становится целенаправленным и содержательным.

- Круглый стол. В нетрадиционной обстановке родители вместе с узкими специалистами обсуждают актуальные проблемы воспитания.

- Дни открытых дверей. Стало традицией проведение в ДОУ «Дня открытых дверей». Экскурсия по детскому саду, просмотр разных видов детской деятельности и режимных моментов, беседы со специалистами, демонстрация видеофильмов и фотоматериалов - таково содержание этих дней. Родители в этот день получают определенную психолого-педагогическую информацию, позволяющую им лучше сориентироваться в нуждах их собственных детей, в особенностях их развития и воспитания.

- Участие родителей в образовательной деятельности с детьми. Родители, наблюдая за деятельностью педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, образовательной деятельности, побыть рядом некоторое время с группой детей. 

- Индивидуальные и групповые тематические консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет, чему-то научить.Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

- Совместные праздники, развлечения. На совместных праздниках и досугах родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в составлении сценария, читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории и т.д. Такие формы сотрудничества с семьей становятся эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

- Акции. В ДОУ организуется и проводится много различных акций - от экологических до благотворительных.Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся заботится об окружающей природе, не только принимать подарки, но и делать их.

У детского сада имеется официальный сайт, на котором размещена вся информация о его деятельности. Информация постоянно пополняется, корректируется. Адрес сайта размещен на информационных стендах в каждой группе. Информация на сайте доступна каждому родителю. В результате такой формы работы родители знакомятся с режимом работы, уставом учреждения, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах и многом другом.

       Педагогический коллектив постоянно ведет  активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть эффективного сотрудничества.

       Социальное партнерство ДОУ и семьи несет практическую значимость для всех субъектов образовательной деятельности. Каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. На наш взгляд, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи.

Яндекс.Метрика