«Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников»
Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Правовое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
Цель формирования правовой культуры – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами через знакомство с художественной литературой.
Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:
- в интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отраженных в о Конвенции ООН о правах ребенка;
- развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации к знакомым сказкам;
- развивать способность анализировать действия, поступки литературных персонажей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
- развивать творческие способности;
- воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев литературных произведений;
- воспитывать правовую сознательность, альтруистские чувства.
Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются :
- систематичность работы;
- взаимосвязь с занятиями по развитию речи, приобщению к художественной литературе, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью;
- сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:
- - информационно-познавательного– знания детей о правах, знания об обязанностях;
- - эмоционально-оценочного– оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;
- - поведенческо - деятельностного– умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.
Детям доступны такие четыре группы прав:
- Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
- Права на развитие, образование, отдых и досуг.
III. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
- Права на свободу слова, мысли и деятельности.
- В условиях правового воспитания у старших дошкольников развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ человека.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Известно, что литература - прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека.
Большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки, отражающие плохие и хорошие поступки.
На материале сказок детям легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка. Если рассматривать сказку с нравственно-правовой точки зрения, то сразу становится очевидным – мораль сказки формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм. 7 с Право на жизнь и свободу: «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок», «По щучьему веленью», «Морозко».
- Право на медицинское обслуживание: «Айболит» К.И. Чуковский.
- Право на жизнь и свободу выбора: русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.
- Право на личное имущество, защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
- Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Право на неприкосновенность жилища и имущества: В.С. Михалков «Три поросёнка», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», Н. Носов «Огурцы».
- Право свободно передвигаться и выбирать место жительства: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка». Право на труд: русская народная сказка «Репка».
- Право искать убежище от преследования в др. странах: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка». Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу: В.М. Гаршин «Лягушка -путешественница».
- Право на свободное мнение и уважение другого: М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К.Д. Ушинский «Ветер и солнце».
Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.
Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.
Таким образом, правовое воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир, воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Надо помнить, что вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как «модное» направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества других дел.
Викторина «Литературные герои имеют право».
Викторина «Литературные герои имеют право».
- В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями и из-за этого происходит много неприятностей (4)
- Колобок .
- Заюшкина избушка .
- Хаврошечка .
- Гуси – лебеди .
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
- По щучьему веленью .
- Теремок .
- Зимовье зверей .
- В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? (2,7,8)
- Колобок .
- Заюшкина избушка .
- Хаврошечка .
- Гуси – лебеди .
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
- По щучьему веленью .
- Теремок .
- Зимовье зверей .
3.В каких четырех сказках было совершено покушение на жизнь главных героев? (1,4,5,8)
- Колобок .
- Заюшкина избушка .
- Хаврошечка .
- Гуси – лебеди .
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
- По щучьему веленью .
- Теремок .
- Зимовье зверей .
4.В каких двух сказках герои, герои воспользовались своим правом на вступление в брак, хотя родители невесты были против?(3,6)
- Колобок .
- Заюшкина избушка .
- Хаврошечка .
- Гуси – лебеди .
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
- По щучьему веленью .
- Теремок .
- Зимовье зверей .
5.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери: плохо кормит ее и заставляет работать с утра до вечера? (3)
- Колобок .
- Заюшкина избушка .
- Хаврошечка .
- Гуси – лебеди .
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
- По щучьему веленью .
- Теремок .
- Зимовье зверей .
6.В какой сказке девочка и мальчик жили одни без родителей и опекунов? (5)
- Колобок .
- Заюшкина избушка .
- Хаврошечка .
- Гуси – лебеди .
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
- По щучьему веленью .
- Теремок .
- Зимовье зверей .
7.В каких двух сказках герои присваивают чужой голос, а потом покушаются на жизнь другого героя сказки? (2, 5)
- Морозко .
- Волк и семеро козлят .
- Царевна – лягушка .
- Петушок – золотой гребешок и жерновки .
- Ивашко и ведьма .
- Лисичка – сестричка и волк.
8.В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность чужого имущества? (3,4,6) В каких четырех сказках нарушено право на свободу личности? (2, 3,4,5) 1. Морозко .
- Волк и семеро козлят .
- Царевна – лягушка .
- Петушок – золотой гребешок и жерновки .
- Ивашко и ведьма .
- Лисичка – сестричка и волк.
9.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)
- Сказка о царе Салтане .
- Сказка о рыбаке и рыбке .
- Сказка о мертвой царевне .
- Сказка о золотом петушке .
- Сказка о попе и работнике его Балде .
- Руслан и Людмила .
10.В какой сказке не соблюдается право на достойную оплату труда?(5)
- Сказка о царе Салтане .
- Сказка о рыбаке и рыбке .
- Сказка о мертвой царевне .
- Сказка о золотом петушке .
- Сказка о попе и работнике его Балде .
- Руслан и Людмила .
11.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)
- Сказка о царе Салтане .
- Сказка о рыбаке и рыбке .
- Сказка о мертвой царевне .
- Сказка о золотом петушке .
- Сказка о попе и работнике его Балде .
- Руслан и Людмила .
12.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери и даже покушается на ее жизнь?(3)
- Сказка о царе Салтане .
- Сказка о рыбаке и рыбке .
- Сказка о мертвой царевне .
- Сказка о золотом петушке .
- Сказка о попе и работнике его Балде .
- Руслан и Людмила .
Адиева Светлана Михайловна, воспитатель;
Епифанова Марина Александровна, воспитатель