Детский сад 82 г.Томск - «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников»

«Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников»

Категория: Методическая копилка Создано: 23.01.2021

Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

   Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

     Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

     Правовое воспитание  - систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

     Цель формирования правовой культуры – развитие социально активной личности, правового мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами через знакомство с художественной литературой.

     Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка:

  • в интересной и занимательной форме знакомить детей с основами  человеческих прав, отраженных в о Конвенции ООН о правах ребенка;
  • развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации к знакомым сказкам;
  • развивать способность анализировать действия, поступки литературных персонажей  и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев литературных произведений;
  • воспитывать правовую сознательность, альтруистские чувства.

     Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются :

  • систематичность работы;
  • взаимосвязь с занятиями по развитию речи, приобщению к художественной литературе, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью;
  • сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:

  • - информационно-познавательного– знания детей о правах, знания об обязанностях;
  • - эмоционально-оценочного– оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;
  • - поведенческо - деятельностного– умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

     Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

   Детям доступны такие четыре группы прав:

  1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
  2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

III. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

  1. Права на свободу слова, мысли и деятельности.
  • В условиях правового воспитания у старших дошкольников развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ человека.

      Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Известно, что литература - прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека.

Большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки, отражающие плохие и хорошие поступки.

На материале сказок детям легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка. Если рассматривать сказку с нравственно-правовой точки зрения, то сразу становится очевидным – мораль сказки формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм.                    7 с Право на жизнь и свободу: «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок», «По щучьему веленью», «Морозко».

  • Право на медицинское обслуживание: «Айболит» К.И. Чуковский.
  • Право на жизнь и свободу выбора: русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.
  • Право на личное имущество, защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
  • Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Право на неприкосновенность жилища и имущества: В.С. Михалков «Три поросёнка», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», Н. Носов «Огурцы».
  • Право свободно передвигаться и выбирать место жительства: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка». Право на труд: русская народная сказка «Репка».
  • Право искать убежище от преследования в др. странах: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка». Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу: В.М. Гаршин «Лягушка -путешественница».
  • Право на свободное мнение и уважение другого: М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К.Д. Ушинский «Ветер и солнце».

Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.

Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

 Таким образом, правовое воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир, воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Надо помнить, что вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым,  его нельзя рассматривать как «модное» направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества других дел.

Викторина  «Литературные герои имеют право».

Викторина  «Литературные герои имеют право».

  1. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями и из-за этого происходит много неприятностей (4)
  2. Колобок .
  3. Заюшкина избушка .
  4. Хаврошечка .
  5. Гуси – лебеди .
  6. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
  7. По щучьему веленью .
  8. Теремок .
  9. Зимовье зверей .
  10. В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? (2,7,8)
  11. Колобок .
  12. Заюшкина избушка .
  13. Хаврошечка .
  14. Гуси – лебеди .
  15. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
  16. По щучьему веленью .
  17. Теремок .
  18. Зимовье зверей .

3.В каких четырех сказках было совершено покушение на жизнь главных героев? (1,4,5,8)

  1. Колобок .
  2. Заюшкина избушка .
  3. Хаврошечка .
  4. Гуси – лебеди .
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
  6. По щучьему веленью .
  7. Теремок .
  8. Зимовье зверей .

4.В каких двух сказках герои, герои воспользовались своим правом на вступление в брак, хотя родители невесты были против?(3,6)

  1. Колобок .
  2. Заюшкина избушка .
  3. Хаврошечка .
  4. Гуси – лебеди .
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
  6. По щучьему веленью .
  7. Теремок .
  8. Зимовье зверей .

5.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери: плохо кормит ее и заставляет работать с утра до вечера? (3)

  1. Колобок .
  2. Заюшкина избушка .
  3. Хаврошечка .
  4. Гуси – лебеди .
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
  6. По щучьему веленью .
  7. Теремок .
  8. Зимовье зверей .

6.В какой сказке девочка и мальчик жили одни без родителей и опекунов? (5)

  1. Колобок .
  2. Заюшкина избушка .
  3. Хаврошечка .
  4. Гуси – лебеди .
  5. Сестрица Аленушка и братец Иванушка .
  6. По щучьему веленью .
  7. Теремок .
  8. Зимовье зверей .

7.В каких двух сказках герои присваивают чужой голос, а потом покушаются на жизнь другого героя сказки? (2, 5)

  1. Морозко .
  2. Волк и семеро козлят .
  3. Царевна – лягушка .
  4. Петушок – золотой гребешок и жерновки .
  5. Ивашко и ведьма .
  6. Лисичка – сестричка и волк.

8.В каких трех сказках нарушено право на неприкосновенность чужого имущества? (3,4,6)  В каких четырех сказках нарушено право на свободу личности? (2, 3,4,5) 1. Морозко .

  1. Волк и семеро козлят .
  2. Царевна – лягушка .
  3. Петушок – золотой гребешок и жерновки .
  4. Ивашко и ведьма .
  5. Лисичка – сестричка и волк.

9.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)

  1. Сказка о царе Салтане .
  2. Сказка о рыбаке и рыбке .
  3. Сказка о мертвой царевне .
  4. Сказка о золотом петушке .
  5. Сказка о попе и работнике его Балде .
  6. Руслан и Людмила .

10.В какой сказке не соблюдается право на достойную оплату труда?(5)

  1. Сказка о царе Салтане .
  2. Сказка о рыбаке и рыбке .
  3. Сказка о мертвой царевне .
  4. Сказка о золотом петушке .
  5. Сказка о попе и работнике его Балде .
  6. Руслан и Людмила .

11.В какой сказке нарушены права охраняющие материнство и детство? (1)

  1. Сказка о царе Салтане .
  2. Сказка о рыбаке и рыбке .
  3. Сказка о мертвой царевне .
  4. Сказка о золотом петушке .
  5. Сказка о попе и работнике его Балде .
  6. Руслан и Людмила .

12.В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдает права дочери и даже покушается на ее жизнь?(3)

  1. Сказка о царе Салтане .
  2. Сказка о рыбаке и рыбке .
  3. Сказка о мертвой царевне .
  4. Сказка о золотом петушке .
  5. Сказка о попе и работнике его Балде .
  6. Руслан и Людмила .

Адиева Светлана Михайловна, воспитатель;

Епифанова Марина Александровна, воспитатель

Яндекс.Метрика