Детский сад 82 г.Томск - «Погружение в сказку» - путь к знаниям

«Погружение в сказку» - путь к знаниям

Категория: Методическая копилка Создано: 09.12.2020

(Использование элементов сказкотерапии для ознакомления детей с природными явлениями)

Маняфова  Танзиля  Исхаковна,

воспитатель

МАДОУ №82 г.Томск

Что знает о сказке, о её возможностях современный человек? Зачастую, если он не занимается этим профессионально, его знания ограничиваются определением из словаря: «Сказка - один из основных жанров фольклора, этическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (В.И.Даль «Толковый словарь»- М.1983 г.)

 А что если опровергнуть слова: «с установкой на вымысел»? С древних времён сказка выполняла очень важную функцию: она отражала социальные отношения, она учила. И эти знания имеют прямое отношение и к нашей жизни.                                                                 

Многие современные воспитатели используют сказки в воспитательных и образовательных целях, пользуются элементами сказкотерапии для формирования эмоциональной сферы дошкольника. И мы активно пользуемся этими приёмами обучения. Но я хочу поделиться, как приём сказкотерапии помогает в ознакомлении детей с природными явлениями и экологическом воспитании.

  Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством, всегда привлекает детей. Ребёнок с радостью погружается в воображаемый, нереальный мир, активно участвует в нём, творчески преобразует его. Но нереальным он кажется только нам, взрослым. Ребёнок же, перевоплощаясь в фей, колдунов, животных, растения, насекомых, пропускает через себя волнения, проблемы своего героя, лучше запоминают при этом данный педагогом учебный материал. Заметим, что погружение в сказку эффективно помогает в решении воспитательных задач.

  Использование элементов сказкотерапии в работе по экологическому образованию дошкольников предполагает реализацию трех базовых модулей.

   Первый модуль - ознакомительный. Дети получают определённые знания на занятиях-путешествиях в сказку. Отправляясь в сказку, дети знакомятся с определёнными природными явлениями. Например: узнают чёткую последовательность времён года, получают знания о растительном и животном мире нашего леса. По мере погружения в сказку происходит смена явлений, которые дети переживают одно за другим. Например: если дети в зимнем лесу, они мёрзнут от холода, укрывают ёлочку слоем снега, спасают синицу, спрятав её за пазуху.. Если погружение в сказку сопровождается звуками леса, классической музыкой, притушенным освещением, это, безусловно, делает обстановку волшебной , таинственной. И всё происходящее ещё больше заинтересует ребёнка, сильнее привлечёт его внимание. Ведь не секрет, что детей всегда привлекает что-то таинственное, яркое, так как внимание ребёнка является непроизвольным. Если сказка понравится детям, можно рассказать её ещё раз, включая новые знания о природе.

Второй модуль - коррекционно-развивающий: формируется навык свободного оперирования знаниями о природе. Во время путешествий в сказку на этом этапе работы, дети от пассивного проигрывания ситуаций с помощью воспитателя переходят к решению дидактических задач, направленных на адекватное включение их в социальную среду.

Например: на занятии «Путешествие в зимний парк» дети решают проблему, как сохранить деревья и кустарники в зимнюю стужу. (Укрыть толстым слоем снега.) Или на занятии «Весёлая путаница» дети помогают муравью добраться до своего дома - муравейника, одновременно закрепляя строение насекомых разного вида и их способы передвижения (бабочка летает, кузнечик прыгает, сороконожка бегает и имеет много ног, а не две.)

На этапе третьего - интеграционного модуля решаются сложные дидактические задачи, направленные на развитие всей познавательной деятельности в целом (закрепляются обобщающие понятия, классифицируются признаки, развивается речь, аналитическая деятельность, воображение.) Например: на занятиях- путешествиях в сказку на определённом этапе, воспитатель прекращает вести детей за собой по сказке, детям предлагается придумать конец истории, найти выход из тупика, заменить отрицательный исход на положительный путём решения какой - либо дидактической задачи.

   «Зима, весна, лето, осень - времена года. Запомни, малыш», «Сентябрь, октябрь, ноябрь-  осенние месяцы» - втолковывает воспитатель. Это сложно запомнить ребёнку, да и довольно скучно. Проще отправиться вместе с падчерицей из сказки С.Маршака «12 месяцев» в зимний лес за подснежниками, мерзнуть на ветру в феврале (упражнение на дыхание «Дует ветер»), радоваться солнечным лучам и журчанию воды в июне (Упражнение на релаксацию «Водопад»), вдыхать аромат первоцветов (Упражнение для пальчиков «Цветок»).

Человек - частица мира, часть природы. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее его знания о нём, реализация его творческих способностей в природе. И как награда – удовлетворение, что день прошел не зря.

Яндекс.Метрика