Детский сад 82 г.Томск - Значение занятий по риторике в ДОУ
TheGrue.org

Значение занятий по риторике в ДОУ

        В последнее время в детском саду вводятся занятия по риторике. Цель риторики как предмета – научить понимать  речь, развивать коммуникативные умения, научить детей эффективно общаться в разных ситуациях.  В структуре курса выделены следующие тематические блоки:

 - «Азбука общения» ( примерные темы занятий «Красную речь любо слушать», «Доброе слово лечит, а худое – калечит»)

- «Речевой этикет» («Если виновен – проси извиненья, словом ищи выраженья…», «Сколько просьб начинается с «Будьте добры!»)

- «Техника речи» («Ну и шепоток во весь роток», «Секреты волшебницы речи»)

- «Речевые жанры» («Если не умеешь говорить, научись слушать», «Сто тысяч «почему» живут на белом свете»

       Детская риторика – то, с чего должно начинаться обучение ребенка в принципе. Ломоносов  считает риторику основой всех наук, и был прав.  По мнению И. Павлова, «без речи нет мышления». И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Занятия риторикой в ДОУ закладывают основу дальнейшей успешной жизни ребенка. На занятиях  дети осваивают игровые упражнения на развитие речевых навыков малыша. Хотя занятия и строятся по четкому программному содержанию, основной формой обучения является игра. Игры позволяют ставить перед детьми учебную задачу не прямым образом (т.е. новый материал не дается в готовом виде), а путем творческого поиска, анализа, сравнения. Каждое занятие становится для ребенка его «самостоятельным» открытием.

      Занятия по риторике проводятся 1 раз в неделю. Во 2-й младшей группе  - 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей -25 минут, в подготовительной к школе группе -30 минут.

 

                   Упражнения для занятий родителей с детьми дома

                                                                    

1. «Чтение – повтор»

      Возьмите интересную книгу. Прочитайте вслух фразу. Задача ребенка – дословно ее повторить. Лучше брать сказки А.С.Пушкина, но можно брать и прозу. Сначала берем короткие фрагменты, постепенно вводим и длинные предложения. Развивается оперативная память, расширяется словарный запас.

2. «Определи слово»

      Дайте ребенку для определения слова. Пусть он объяснит, что такое часы, стол, муравей… Родители сами должны понимать, что в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов. Например, муравей – это насекомое. Затем нужно назвать внешние отличительные признаки и функцию или строение.  Например, муравей – это насекомое, имеющее 6 ножек, очень трудолюбивое, строит муравейники и живет в лесу.

 

3. «Придумай рифму к слову»

      Лебедь – мне ведь

      Озеро – заморозило

 

4. «Я начну, а ты закончи»

      Голоден, как…(волк).

      Упрям, как…(осел).

      Болтлив, как…(сорока).

 

5. «Что обозначают эти сравнения»

      Девушка, как лебедь (красивая, гордая, прямая).

      Лед, как камень (очень твердый).

      Ноги, как ватные (вялые, не упругие, на таких невозможно ходить).

 

6. «Спрятанные сравнения»

       «Золотые руки» - умелые, трудолюбивые.

       «Сладкая ложь» - так говорят про обманную речь.

       «Летящая походка» - красивая, легкая, как ветер.

 

7. «Угадай предмет по описанию»

        «Сочный, сахарный, полосатый.  (Арбуз)

        «Веселый, говорливый, прохладный, лесной.  (Ручей)

 

8. «Угадай предмет в комнате»

        Зеленая, клетчатая, учебная.  (Доска)

        Точные, круглые, настенные.  (Часы)

 

Эти упражнения не требуют особой подготовки, времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, вечерние, утренние часы.

Приятных Вам занятий!

Яндекс.Метрика