Традиции семейного чтения

Категория: Советы преподавателей Создано: 21.05.2020

«Рождение ребёнка — это очень важный шаг в жизни каждого человека.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей

страны, а значит — и историю мира».

                                                                                               Макаренко А. С.

       Бесспорно, что «дети — наше будущее». И на будущее ребенка огромное

влияние оказывают и родители, и педагоги, и общественность. Следует создать

нашим детям такие условия, в которых воспитывалось бы и укоренялось изначальное

устремление к возвышенному, святому и прекрасному. Так как стереотипы

и ценности, привитые в детстве, станут нравственной основой для принятия

жизненно важных решений в будущем. Традиционно главным институтом

воспитания является семья. То, в какой обстановке будет ребенок находиться

в детские годы в семье, отразится на всей последующей жизни. Собственно, в семье

закладываются основы личности ребенка, отражающие духовно-нравственное

воспитание.

       Дошкольный возраст характеризуется развитием эстетических и социальных

высших чувств. Важную роль играет развитие социальных чувств: чувства

партнерства, надежности, сопереживание другому человеку, возмущение при

предвзятости и тому подобное. В этом возрасте ребенок начинает постигать

человеческий опыт, который отражается в виде научных знаний. Еще в этот период у

дошкольника с усилением развивается высшая нервная система, костно-мышечный

аппарат, формируются психические функции.

     Чтение улучшает речь человека, делает ее верной, ясной, четкой, красноречивой. Чтение книг облагораживает душу и сердце человека, а особенно маленького ребенка, научает его сопереживать, проявлять милосердие, ощущать чужую боль и быть счастливым за чужую радость.

       Одним из лучших способов становления личности ребенка, а также для

формирования высоконравственного, творческого, умственного потенциала является

чтение хорошей литературы. Взаимосвязь с книгой берет начало в семье.

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей

элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать

ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача

библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей –

это ключ к жизни в информационном обществе

       Очень часто маленькие дети повторяют своих родителей в привычках, манерах

и поведении, перенимают их вкусы и взгляды на жизнь. Когда взрослые много

читают и у себя дома имеют множество интересной литературы, ребенок привыкает к

этому и можно с твердостью сказать, что чтение будет для маленького человека

необходимой стороной его жизни. С помощью принуждения ребенка нельзя

заставить любить читать и даже интересоваться книгами, возможно, это только в том

случае, когда взрослый помогает увидеть в книгах интересный, загадочный мир

фантазий, представлений. Ребенок с увлечением последует за взрослым, когда

воодушевиться таким примером. Просвещенность и начитанность всегда были

важным фактором в жизни любой личности. И как следствие, что заложено в детстве,

какой фундамент, то с таким багажом ребенок будет строить свою дальнейшую

жизнь.

       Взаимосвязь при чтении взрослого и ребенка, их совместное переживание и

радости от прочтения книг, обязательно принесет прекрасные плоды для

установления теплых, доверительных отношений, сможет еще более сроднить семью,

поможет найти решение в сложных вопросах.

     Благодаря чтению вслух, у ребенка замечательно развивается мышление,

воображение, фантазия. Ведь после прочтения какой-либо книги взрослый может

задать ребенку вопросы, что научит его проводить анализ прочитанного и поможет

сформировать собственное мышление.

     Положительная сторона совместного семейного чтения заключается в том, что

взрослые, применяя книгу, не замечая, а, где-то не понимая сами о пользе этой

традиции, начинают на самом деле заниматься развитием духовности и

нравственности своего ребенка.

     В возрасте от 4 до 7 лет ребенка можно увлечь чтением книг, которые

содержат русский фольклор. К нему относятся частушки, стихи, песенки. Они легки в

прочтении и понимании для маленького ребенка, потому что в этих произведениях

хорошо сочетаются ритм, мелодия, слово.

     В лаконичных, доступных для понимания, простых стихотворениях

дошкольник с удовольствием узнает о нормах поведения, о воспитанности, о

принципах отношений между людьми, о том главном, которое есть в человеке, о том,

что сделает из него высоконравственную личность. Ребенок из этих произведений

черпает информацию о поведении во взрослой жизни.

       Фольклор положительно влияет на психофизиологическое состояние детей. Эти

произведения заставляют ребенка танцевать, побуждают радоваться, помогают

развивать правильную речь, формируют эстетическое качество, тренируют ум.

Большую роль в формировании социального опыта дошкольника играют

художественные произведения. Важное место в литературе для детей занимают

сказки с интересным сюжетом, в которых дети оказываются одни, без родителей,

повествуются приключения и трудности, в которых они находятся, и часто в книгах

дети - герои мечтают вернуться в родной дом.

     Сказки учат, прививают доброе начало, обучают, побуждают к деятельности и

зачастую лечат. В сказочных произведениях есть элемент профилактики, который

ограждает ребенка от дурных, наносящих урон здоровью увлечений, поступков,

плохих желаний, прививает здоровый образ жизни. С помощью сказки слушатели

усваивают всё богатство этнической культуры, приобщаются к историческому опыту

своего народа.

       Сказка побуждает волноваться за героев и прокручивать в голове возможные

варианты, способы решения трудных жизненных проблем. Сказка – это и есть жизнь,

приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память

и сознание ребенка самое главное: выход из трудной ситуации всё равно есть. Он

всегда есть, пусть даже не легкий. Человек не всегда готов к тому или иному

повороту в его жизни и поэтому так долго не может найти выход из сложной

ситуации. Когда ребенок читает на страницах сказочной книги о главных ценностях в

жизни, то это помогает скорректировать деструктивные нюансы поведения, понизить

степень агрессивности и тревожности, нормализовать отношения с родными людьми

5 причин, по которым надо читать книги:

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и

воображение.

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его

начитанности

Памятка «Как стать родителем читающего ребёнка»

* Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

* Читайте с ребёнком каждый день.

* Окружайте ребёнка книгами.

* Читайте медленно и громко.

* Читайте книги снова и снова.

* Не давите на ребёнка.

* Показывайте свою заинтересованность.

* Игра - основа чтения

     В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда,

актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие

вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь

отличаться теплотой, объединять молодую семью. Книга должна войти в круг

семейных хобби. Необходимо возродить забытые традиции семейного чтения – при

таком время препровождении члены семья станут ближе друг к другу, а вечера эти

запомнятся на всю жизнь.

                                                       Воспитатель Лимнская Людмила Владимировна

Яндекс.Метрика