Традиции семейного чтения
«Рождение ребёнка — это очень важный шаг в жизни каждого человека.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей
страны, а значит — и историю мира».
Макаренко А. С.
Бесспорно, что «дети — наше будущее». И на будущее ребенка огромное
влияние оказывают и родители, и педагоги, и общественность. Следует создать
нашим детям такие условия, в которых воспитывалось бы и укоренялось изначальное
устремление к возвышенному, святому и прекрасному. Так как стереотипы
и ценности, привитые в детстве, станут нравственной основой для принятия
жизненно важных решений в будущем. Традиционно главным институтом
воспитания является семья. То, в какой обстановке будет ребенок находиться
в детские годы в семье, отразится на всей последующей жизни. Собственно, в семье
закладываются основы личности ребенка, отражающие духовно-нравственное
воспитание.
Дошкольный возраст характеризуется развитием эстетических и социальных
высших чувств. Важную роль играет развитие социальных чувств: чувства
партнерства, надежности, сопереживание другому человеку, возмущение при
предвзятости и тому подобное. В этом возрасте ребенок начинает постигать
человеческий опыт, который отражается в виде научных знаний. Еще в этот период у
дошкольника с усилением развивается высшая нервная система, костно-мышечный
аппарат, формируются психические функции.
Чтение улучшает речь человека, делает ее верной, ясной, четкой, красноречивой. Чтение книг облагораживает душу и сердце человека, а особенно маленького ребенка, научает его сопереживать, проявлять милосердие, ощущать чужую боль и быть счастливым за чужую радость.
Одним из лучших способов становления личности ребенка, а также для
формирования высоконравственного, творческого, умственного потенциала является
чтение хорошей литературы. Взаимосвязь с книгой берет начало в семье.
Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей
элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать
ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача
библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей –
это ключ к жизни в информационном обществе
Очень часто маленькие дети повторяют своих родителей в привычках, манерах
и поведении, перенимают их вкусы и взгляды на жизнь. Когда взрослые много
читают и у себя дома имеют множество интересной литературы, ребенок привыкает к
этому и можно с твердостью сказать, что чтение будет для маленького человека
необходимой стороной его жизни. С помощью принуждения ребенка нельзя
заставить любить читать и даже интересоваться книгами, возможно, это только в том
случае, когда взрослый помогает увидеть в книгах интересный, загадочный мир
фантазий, представлений. Ребенок с увлечением последует за взрослым, когда
воодушевиться таким примером. Просвещенность и начитанность всегда были
важным фактором в жизни любой личности. И как следствие, что заложено в детстве,
какой фундамент, то с таким багажом ребенок будет строить свою дальнейшую
жизнь.
Взаимосвязь при чтении взрослого и ребенка, их совместное переживание и
радости от прочтения книг, обязательно принесет прекрасные плоды для
установления теплых, доверительных отношений, сможет еще более сроднить семью,
поможет найти решение в сложных вопросах.
Благодаря чтению вслух, у ребенка замечательно развивается мышление,
воображение, фантазия. Ведь после прочтения какой-либо книги взрослый может
задать ребенку вопросы, что научит его проводить анализ прочитанного и поможет
сформировать собственное мышление.
Положительная сторона совместного семейного чтения заключается в том, что
взрослые, применяя книгу, не замечая, а, где-то не понимая сами о пользе этой
традиции, начинают на самом деле заниматься развитием духовности и
нравственности своего ребенка.
В возрасте от 4 до 7 лет ребенка можно увлечь чтением книг, которые
содержат русский фольклор. К нему относятся частушки, стихи, песенки. Они легки в
прочтении и понимании для маленького ребенка, потому что в этих произведениях
хорошо сочетаются ритм, мелодия, слово.
В лаконичных, доступных для понимания, простых стихотворениях
дошкольник с удовольствием узнает о нормах поведения, о воспитанности, о
принципах отношений между людьми, о том главном, которое есть в человеке, о том,
что сделает из него высоконравственную личность. Ребенок из этих произведений
черпает информацию о поведении во взрослой жизни.
Фольклор положительно влияет на психофизиологическое состояние детей. Эти
произведения заставляют ребенка танцевать, побуждают радоваться, помогают
развивать правильную речь, формируют эстетическое качество, тренируют ум.
Большую роль в формировании социального опыта дошкольника играют
художественные произведения. Важное место в литературе для детей занимают
сказки с интересным сюжетом, в которых дети оказываются одни, без родителей,
повествуются приключения и трудности, в которых они находятся, и часто в книгах
дети - герои мечтают вернуться в родной дом.
Сказки учат, прививают доброе начало, обучают, побуждают к деятельности и
зачастую лечат. В сказочных произведениях есть элемент профилактики, который
ограждает ребенка от дурных, наносящих урон здоровью увлечений, поступков,
плохих желаний, прививает здоровый образ жизни. С помощью сказки слушатели
усваивают всё богатство этнической культуры, приобщаются к историческому опыту
своего народа.
Сказка побуждает волноваться за героев и прокручивать в голове возможные
варианты, способы решения трудных жизненных проблем. Сказка – это и есть жизнь,
приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память
и сознание ребенка самое главное: выход из трудной ситуации всё равно есть. Он
всегда есть, пусть даже не легкий. Человек не всегда готов к тому или иному
повороту в его жизни и поэтому так долго не может найти выход из сложной
ситуации. Когда ребенок читает на страницах сказочной книги о главных ценностях в
жизни, то это помогает скорректировать деструктивные нюансы поведения, понизить
степень агрессивности и тревожности, нормализовать отношения с родными людьми
5 причин, по которым надо читать книги:
1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.
2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и
воображение.
3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально
4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его
начитанности
Памятка «Как стать родителем читающего ребёнка»
* Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
* Читайте с ребёнком каждый день.
* Окружайте ребёнка книгами.
* Читайте медленно и громко.
* Читайте книги снова и снова.
* Не давите на ребёнка.
* Показывайте свою заинтересованность.
* Игра - основа чтения
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда,
актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие
вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь
отличаться теплотой, объединять молодую семью. Книга должна войти в круг
семейных хобби. Необходимо возродить забытые традиции семейного чтения – при
таком время препровождении члены семья станут ближе друг к другу, а вечера эти
запомнятся на всю жизнь.
Воспитатель Лимнская Людмила Владимировна