Дайте ребенку ножницы
Работа с ножницами требует немалой аккуратности и двусторонней координации. Нужна координация левой и правой рук, которые совершают совершенно разные движения. Во время этого процесса активно развивается мелкая моторика ребенка, а совместно с ней и головной мозг, так как активизируются все его зоны.
При выборе детских ножниц следует отдавать предпочтение инструментам, которые будут удобно лежать в детской руке. Ножницы должны быть отлично заточены, чтобы при работе не появлялись рваные участки. Помимо этого, у них должны быть закругленные концы, чтобы ребенок по неосторожности не повредил себя или товарища. В идеале, ручки должны быть с резиновым покрытием.
Внимание! Если ребенок – левша, то нужны ножницы, изготовленные специально для левшей.
Ножницы - не игрушка, а инструмент, которым можно пораниться. Поэтому при работе с ножницами необходимо следовать определенным правилам:
- пользоваться ножницами можно только за столом. С ними опасно ходить, бегать, прыгать;
- передавать ножницы следует, держась за сомкнутые лезвия. Товарищ принимает их за кольца;
- брать ножницы можно только с разрешения взрослого и первое время пользоваться ими можно только в присутствии взрослых;
- ножницы не должны лежать на краю стола. Они могут упасть и поранить;
- лезвиям ножниц острые и могут поранить. Нельзя проводить руками по ним.
- лезвия ножниц при работе должны быть направлены вперед, по направлению от себя;
- ранить ножницы следует в подставке ручками вверх.
Перед началом работы следует научить ребенка держать ножницы. Руку ребенка следует расположить так, чтобы пальчики находились в прямом положении, а большой палец смотрел вверх. Одно из колечек надевается на большой палец ребенку, средний палец помещается во второе колечко, а указательный палец фиксирует ножницы снизу. Безымянный и мизинец закрываются в кулачке. Если размер колечка позволяет, то можно поместить туда средний и безымянный пальцы вместе.
Для начала, пусть малыш просто попробует открывать и закрывать ножницы. Не торопите его. Осторожность и безопасность превыше всего. Постепенно ребенок научится пользоваться ножницами и при этом держать их прямо.
Вот теперь можно приступать к разрезанию бумаги.
Удерживайте перед ребенком лист бумаги таким образом, чтобы он находился у вас в руках (на весу), а ребенок попробует совершить пару надрезов. После первых попыток, покажите ему, на своем примере, как следует справляться ножницами.
Расположитесь рядом, или посадите ребенка к себе на колени. Первое время следует помогать ребенку. В нужные моменты придерживайте бумагу, помогайте выполнять движениями руками правильно. Если же он говорит: «Я сам!» - помогать не стоит. Пусть старается и работает самостоятельно, но всегда под наблюдением.
Лучшим началом будет нарезание полосок. Дайте ребенку небольшой лист бумаги. Его будет удобно держать в руках. Возьмите его руки в свои, помогая управлять движениями лезвий ножниц. Покажите, как нарезать полоски. Левой рукой необходимо продвигать именно бумагу между лезвиями ножниц, а не наоборот. При этом следует контролировать, чтобы пальцы не оказались под лезвием. Со временем придет навык и самостоятельность.
Совет. Из готовых полосок с помощью клея-карандаша можно смастерить цветок, гирлянду, елку и все, что захотите.
Если у ребенка бумага рвется, попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов, картона.
Когда ребенку покорится нарезание полосок, можно начинать вырезать по контурам. Сначала выбираем простые контуры с четкими линиями и простыми изгибами. Отлично подойдут геометрические фигуры: квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и в конце круг и овал.
Сейчас в детских магазинах и на просторах интернета есть огромное количество рабочих тетрадей и пособий, в которых есть материалы для обучения ребенка работе с ножницами. Упражнения в них специально подобраны таким образом, что задания идут от простых к сложным. Такие материалы помогут поддерживать интерес ребенка при обучении.
Воспитатель Чекунова Марина Васильевна