Дополнительные занятия: польза или вред?
Воспитатель: Еникеева Екатерина Александровна.
Уважаемые родители, ваши дети перешли в подготовительную группу, теперь они самые старшие в детском саду. Очень часто дети подготовительной группы посещают курсы подготовки к школе в том учебном учреждении, в которое через год придут первоклассниками. Таким образом, к тем нагрузкам, которые ребенок получает на занятиях в детском саду, на занятиях спортом, танцами или художественно-эстетическим творчеством, которые часто посещают дети дополнительно, добавляются нагрузки от занятий в школе и выполнения пусть минимальных, но все-таки домашних заданий. И тогда возникают ситуации, что день ребенка расписан буквально по минутам, ведь в детском саду тоже присутствует свой режим занятий. В таких условиях у ребенка могут возникнуть интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки. Ощущение однообразия будней не позволяет ребенку радоваться жизни и гармонично развиваться.
Чтобы избежать появления перегрузок у ребенка мы рекомендуем Вам:
- Помнить, что уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребёнка, а главное – его образовательным способностям и потребностям.
- Обращайте внимание на изменения в поведении ребенка и в его самочувствии. Не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них. При выявлении признаков стресса у ребенка какие-то нагрузки возможно лучше исключить.
- При составлении плана занятий ребенка на неделю изучите план занятий детей в детском саду и постарайтесь избежать посещения ребенком за один день двух одинаковых занятий – в детском саду и в учреждениях дополнительного образования.
- Не ставьте ребенку сразу 2 дополнительных занятия за один день. И обязательно оставьте хотя бы один день в неделю свободным от любых занятий. Ребенок тоже имеет право на выходной!
- Обращайте внимание на те трудности, которые возникают у детей при выполнении заданий на курсах подготовки к школе. Обязательно прорабатывайте вместе с ребёнком сложные для него моменты, чтобы создать для него ситуацию успеха. «Только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями». (К.Д. Ушинский).
- Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
- Не отправляйте ребенка в школу с невыполненным домашним заданием! Такая ситуация повышает тревожность ребенка, снижает его самооценку. Не просите ребенка сделать домашнее задание в детском саду в его свободное время, если он не успел сделать его дома. Ребенку в данной ситуации будет трудно сосредоточиться. К тому же обязательно возникнет чувство обиды, что его друзья играют, а у него такой возможности нет. Высокая вероятность ошибок в данной ситуации способствует возникновению у ребенка чувства неудовольствия от учебы.
- Чтобы избежать возникновения ситуаций, когда ребенок не успевает сделать домашнее задание, составьте домашний режим дня на неделю. Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. В этом плане должны быть учтены все занятия ребенка, выделено время, когда Вы с ребенком делаете домашнее задание, время для игры и свободной деятельности.
- В режим выходного дня обязательно должна быть внесена прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, который хорошо восстанавливает ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность.
- Оставляйте ребенку достаточно времени на сон. Для того чтобы ребенок лучше засыпал, введите вечерний ритуал подготовки ко сну, но не стоит включать в него просмотр длинных мультфильмов или нескольких коротких. Гораздо лучше завести традицию семейного чтения на ночь, к тому же это способствует возникновению у ребенка интереса к чтению. И обязательно забирайте на ночь из спальни ребенка телефоны, планшеты и прочие гаджеты.
- Помните, что игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре происходит развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление; развиваются так же творческие способности ребенка. В игре ребенок приобретает навыки общения в различных игровых ситуациях и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Оставляйте ребенку свободное время на игру каждый день! Играйте вместе с ним!
- Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка;
- проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
- Чтобы избежать у ребенка ощущения, что один день похож на другой, неделя летит за неделей, и они все тоже похожи друг на друга, старайтесь каждый день делать что-то не так как всегда. Разговаривайте с ребенком перед сном, обсуждая прошедший день.
Попробуйте задавать ему 5 волшебных вопросов на ночь:
- Что тебя сегодня больше всего порадовало?
- Что тебя сегодня больше всего огорчило? Попросите ребенка объяснить почему.
- Какое открытие ты сегодня сделал? (Или – что нового ты сегодня узнал? Или чему новому ты сегодня научился?)
- Какое чудо ты сегодня обнаружил?
- Каким ты хочешь создать твой завтрашний день?
- Чтобы недели не сливались друг с другом в серые будни, попробуйте завести семейную традицию «Одно новое дело в выходные». Это может быть прогулка в месте, где Вы редко бываете, опробование нового рецепта или проведение забавных опытов без взрывов. Найдите в сети Интернет список «100 дел, которые обязательно нужно сделать с детьми», возможно, что-то Вы сможете взять себе на вооружение.
- Хорошо снимают нервное напряжение танцы, работа с глиной, пластилином или песком. Танцуйте, лепите, рисуйте, пускайте мыльные пузыри в ванной, постройте дом из стульев и одеял и пейте в нем чай, делайте друг другу массаж, пойте вместе песни, а главное любите своих детей и будьте к ним внимательны!