Трудовое воспитание детей в детском саду
В детском саду ребенок сталкивается с трудом взрослых. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно.
- самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка на площадке);
Вида трудовой деятельности заключено прежде всего в его жизненной необходимости.
Самообслуживание включает в себя целый комплекс навыков и умений, которыми дети должны овладеть:
- продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.);
- воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
- продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- учить правильно пользоваться столовыми приборами.
В этом возрасте начинается систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке. В процессе такого труда формируются у детей умение сосредотачивать внимание на одном занятии, довести с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка, похвала. Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений.
Содержание их несложно — это отдельные действия, которые дети поначалу совершают совместно со взрослыми.
Основные задачи:
- побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал;
- приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада;
- побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы и т. п.).
В течение дня воспитатель для каждого ребенка находит нужное и полезное дело. Можно одно и то же поручение дать нескольким детям одновременно, например, разложить листы бумаги для рисования, дощечки для лепки и т. п.
Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание уделяется работе с родителями. Наиболее оптимальные формы работы с родителями:
- Совместные выставки поделок детей и родителей: «Что нам осень принесла», «Папа может».
- Благоустройство территории (совместно родители с детьми).
- Консультации «Воспитание трудолюбия в семье».