Речевое развитие дошкольника на пороге выхода в школу
Старший воспитатель Колесова О.Ю., МАДОУ №82 г. Томска
На пороге выхода ребенка в школу речь становится интеллектуальной деятельностью – орудием мышления и познания, превращается в универсальное средство общения. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словами, учится излагать мысли связно, логично.
В 6-7 лет у ребенка продолжает развиваться свободное общение со взрослыми и сверстниками. В этот период нам, взрослым, необходимо учить проявлять инициативу для получения новых знаний, обсуждать с ребенком увиденное и услышанное, преподать нормы речевого этикета в практической ситуации, развивать все компоненты устной речи.
В этом возрасте необходимо обогащать активный словарь ребенка. Для этого необходимо развивать внимание детей к образному слову. Для этого необходимо давать ребенку специальные тексты, где нужно «досказать словечко», заметить ошибку, исправить путаницу, например, предложить стихотворение В.Викторова), поиск в исправление ошибок заставляет ребенка быть внимательным к словам, а шутливое стихотворение создает положительную мотивацию.
Можно предложить задание – найти хорошо знакомые слова в другом, может быть, непривычном употреблении. Например, в стихотворении О.Григорьева «Обновка» глагол «идти» имеет 10 значений.
Нужно обращать внимание на употребление слов в переносном значении, а также на сочетания слов, которые, соединившись, приобретают новый смысл. Для этого можно использовать знакомые для детей литературные произведения, например, «Мохнатую азбуку» Б.Заходера.
Можно предложить интересное задание – восстановить недостающую часть в устойчивых словосочетаниях: визжать как (поросенок), сражаться как (лев).
В развитии речи ребенка особое место занимает искусство, ведь чтобы описать содержании е картины или музыкального произведения, передать свои чувства, ребенок должен использовать максимальное количество выразительных средств. Но в период приобщения к искусству необходимо учитывать особенности развития его речи, т.к. на основе эстетического восприятия строится образность речи. С учетом жанра картины нужно широко использовать средства художественной выразительности речи: сравнения, образные определения, переносное значение слов.