Гаджеты до школы
Многие родители задаются вопросом, когда давать ребенку гаджеты (телефон, компьютер, планшет). Как правильно это сделать? Психологи рекомендуют ввести гаджеты в жизнь ребенка до школы, чтобы сформировать у него отношение к ним и способы обращения, которые Вы предложите внутри семьи. Если ребенок не отыграется до школы, он скопирует у других детей стереотипное поведение и отношение к гаджетам. Родителей все реже пускают в школы. Поэтому мы вообще плохо себе представляем, что там происходит. Часть детей на переменах играет в телефон, потому что дома не наигрались. Некоторые дети просто наблюдают, как кто-то играет. Отдыха и разгрузки это им не приносит. Успеваемость может снижаться и мотивация к учебе тоже.
Научите ребенка пользоваться гаджетами до школы:
Общее правило для телевизора и игр на планшете – какую первую информацию начнет перерабатывать мозг, то он и будет хотеть получать и дальше. Таким образом, если ставите что-то, то с информацией. Например, фильмы о животных – их длительность 20 минут. Если игры на планшете – то не перепрыгивать канавки, а складывать овощи в корзину, самолетики сажать на посадочную полосу… так и до шахмат доберетесь. Если соблюдать правила гаджетов для пользы – другого мусора в играх ребенку и не захочется. Он другого сначала не будет знать, а потом не будет и хотеть, т.к. мозг привык обрабатывать определенные посылы.
Правила для телевизора:
- Категорическое нет за едой! Ни при каких обстоятельствах. Пищевые привычки формируются в детстве. То, как Вы чувствуете еду и насыщение, вкусы и удовольствие. Не лишайте этого детей! Они уже с 10-12 лет сидят на диетах, потому что не знают, как вернуть себе то, что было дано природой - нормальное отношение к еде!
- Не включаем мультики за 2 часа до сна! Просмотр мультфильмов лежа в кровати на сон грядущий оборачивается тем, что мозг во сне обрабатывает огромное количество лишней информации, а не ту, за которую вы заплатили деньги на развивающих занятиях и в бассейне. Старайтесь ставить не больше 20 минут за один раз.
- Нет «Маше и медведю», особенно детям с повышенной активностью, ЗПР, СДВГ.
- Сделайте баланс 50% документальных фильмов о природе и 50% мультиков.
Правила для планшета:
- Нет звуку! Кроме игр, где говорится, что и как делать (положи капусту в корзину). Все производители игр знают схему воздействия на ваш мозг через звук. Это давно используют в магазинах, ресторанах – в играх это вообще золотой стандарт. Приучите ребенка играть без звука – количество проведенного времени за гаджетом сократится.
- Только полезные игры, где надо решать поставленные задачи через обучение и логику. Лото, пазлы, построение дорог или прохождение сложных лабиринтов, шашки-шахматы. Не забываем про час перед сном, и там планшета нет ни у малыша, ни у подростка. Если ребенок любого возраста перед сном играет, то качество информации, поступившей за день будет снижаться – будь то урок английского или алгебра в школе. Мозг в приоритет поставит в обработку задачу компьютерной игры, а не формулу решения примера.
Не бывает однозначно плохого взаимодействия с гаджетами и однозначно хорошего. Это всегда вопрос баланса с вашей повседневной жизнью. Хватает ли ребенку спорта, общения, соблюдается ли режим, поддерживаются ли его интересы?
У ребенка, у которого гармонично развиваются все сферы жизни, реже наблюдаются зависимости от гаджетов. У него просто нет на это времени.
То, на что вы можете повлиять, чтобы ребенок не ушел в игровую зависимость:
- Правильно ввести гаджеты в жизнь ребенка.
- Установить определенные правила для всех членов семьи (в том числе для взрослых).
- Следить, чтобы ребенок гармонично развивался: гулял, много двигался, приглашал друзей в гости, имел хобби, смотрел не только развлекательный, но и интеллектуальный контент и т.д.
Живите в ногу со временем без вреда вашим детям!
Педагог-психолог Коронская Елена Ренатовна