Использование малых фольклорных форм при организации режимных процессов в раннем и младшем дошкольном возрасте

Категория: Консультации для родителей Создано: 28.01.2024

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости и очень важен в воспитании детей. Использование фольклора в режимных моментах в саду и дома с детьми младшего дошкольного возраста приносит добрые плоды – дети запоминают, а потом воспроизводят потешки в своих играх; через народную мелодичность у детей развиваются речевые, музыкальные, эмоциональные, интеллектуальные способности; происходит приобщение детей к нравственной народной и общечеловеческой культуре. Г.С.Виноградов писал, что «одним из средств педагогики является народное творчество – фольклор (пестушки, потешки, прибаутки)». Малые фольклорные жанры используются в повседневной жизни, сопровождая разные действия детей и взрослых. Как правило их знают наизусть. Народные песенки, колыбельные, потешки, пестушки, пословицы, поговорки, заклички, загадки, считалки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и добрый мир, который формирует детскую душу.

Во 2 младшей группе « Смешарики» новый год начался с погружения в народные традиции – мы смотрели познавательные мультфильмы, отгадывали загадки, наряжались, показывали сказки, учили заклички и колядки. Всем понравились шумные и веселые Колядки!!!! В гости к нам приходили ребята из группы « Капитошки» в народных костюмах, с народными инструментами, с песнями и хвалебными стихами, и мы, как полагается на Коляду, угостили их сладостями. Мы тоже наряжались и ходили колядовать к нашим педагогам – пели песни, поздравляли с новым годом, играли на колокольчиках, размахивали звездочками и получили много конфет!!!!!

Фольклор нас сопровождает каждый день.

Начиная с утреннего приема детей и Утреннего круга, мы используем потешки и стишки, включая пальчиковые и подвижные игры («Сорока-ворона», « Ладушки», « Этот пальчик дедушка..», «Этот пальчик в лес ходил», «Ножки, ножки бежали по дорожке», «Кто у нас хороший?», « Хоровод», ).Все это способствует развитию речи, моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями, тренирует память, учит концентрации и последовательности выполнения движений, успокаивает, переключает на атмосферу группы, облегчает расставание с родителями.

Чтобы вызвать положительные эмоции у малышей в процессе умывания и развить навыки гигиены, мы приговариваем: «Водичка-водичка, умой наши личики...», «Ай лады, лады, лады! Не боимся мы воды», «Кран откройся, нос умойся»...

А заплетание волос превращается в волшебный ритуал: «Расти коса до пояса. Ни вырони ни волоса», «Все волосонки в ряд.»...

Обуваясь на прогулку, приговариваем: «Наденем сапожки на наши ( на Ванины) ножки».

Еда покажется вкуснее и аппетитней, если мы сопровождаем её потешкой с «вкусным» содержанием «Идет коза рогатая, за малыми ребятами», «Травка-муравка со сна поднялась».

А перед сном поем колыбельные, рассказываем пестушки «Спать пора», «Котик серенький…», «Котя, котенька, коток…», «Люли- люли-люли, прилетели гули…», « Вот и птички спят, вот и зайки спят», « Баю – баюшки – баю , не ложись ты на краю..»

Для подъема детей после сна также пользуемся ласковыми пестушками « Потягуси– потянусь, пролетали мимо гуси», « Потягушеньки– порастушеньки», «Глазки открываются», «Вот проснулись, потянулись».

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:«Не плачь, не плачь, детка», « Не плач – не плачь, куплю калач», «Кто у нас хороший?», «Поехали, поехали по ровненькой дорожке», «У сороки боли, у вороны боли». Целебная сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями и снова малыш весел!

В конфликтах между детьми очень помогают считалки и мирилки « Мирись– мирись и больше не дерись»...

Во время прогулки или глядя из окна, мы проговариваем заклички « Солнышко – ведрышко, выгляни в окошко», « Дождик – дождик, лей-лей, никого не жалей», « Дождик пуще, чтоб росла пшеница гуще», «Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!»

Изучая разные темы, мы также активно используем потешки, загадки, сказки и другие фольклорные жанры.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, интонационной. Использование фольклора в повседневной речи помогает нам в этом.

Воспитатель: Колупаева Н.А.

Яндекс.Метрика