Консультация для родителей «ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК В 2 ГОДА»
Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.
РЕЧЬ РЕБЕНКА В 2 ГОДА
Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов. Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.
Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.
В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.
К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие навыки
перешагивают через препятствия;
поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;
совершают небольшие пробежки;
умеют невысоко подпрыгивать;
ходят по бревнышку или бордюру;
Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.
Координация движений
К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 2 ГОДА
Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:
В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;
группируют предметы по оттенкам;
определяют геометрические фигуры и указывают на них;
распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);
знают цифры и умеют считать; (Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет).
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).
ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ
В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.
ДЕВОЧКИ
Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».
МАЛЬЧИКИ
Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.
Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.
Девочки |
Мальчики |
Понимают, что девочки носят платья и когда вырастут, будут похожими на мам. |
Понимают, что мальчикам не положено надевать юбочки, им нужно быть мужественными, сильными и терпеливыми, как папы. |
Более спокойны и уравновешены. |
Более активные и шустрые. |
Лучше развиты речь, воображение и усидчивость. |
Не любят занятия, где надо сидеть дольше 5 минут, к творчеству равнодушны. |
Постоянно нуждаются в одобрении |
Во всем проявляют самостоятельность. |
Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.
При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях.
Речь |
Произносит порядка 200-300 слов; Говорит предложениями; Упрощенные слова заменяет правильными (не «мяу», а киса; не «би-би», а машина); Использует местоимения и прилагательные; Задает вопросы; Называет объекты, изображенные на картинке. |
Эмоции и общение |
Охотно идет на контакт с окружающими; При общении проявляет яркие эмоции через возгласы, мимику, движения; Болезненно реагирует на свои неудачи и радуется успехам; Упрямится, настаивает на своем; Плачет от обиды или при расставании с мамой; Осознает свою гендерную принадлежность. |
Познание |
Различает от 4 до 8 цветов; Группирует предметы по цвету; Узнает различные геометрические фигуры; Распознает объекты по весу, фактуре, температуре; Говорит и показывает, сколько ему лет; Выстраивает цепочку последовательных действий. |
Физическая активность |
Уверенно ходит и бегает; Поднимается и спускается с лестницы или наклонной поверхности; Перешагивает через препятствия, ходит по бревнышку, подпрыгивает; |
Изобразительная деятельность |
Рисует линии на листе; Использует пластилин по назначению. |
Бытовые навыки |
Ходит на горшок; Ест ложкой жидкую пищу; Моет руки и умывает лицо; Надевает некоторые вещи (шапку, варежки, носки); Умеет пользоваться носовым платком. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.
В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.
Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:
кушать ложкой жидкую пищу;
умываться и мыть руки;
ходить на горшок;
надевать некоторые вещи.
Воспитатель Корзилова Наталия Викторовна