Чем занять ребенка 5 лет дома?
Занять своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви, взаимопонимания и доверия между ним и родителями. Четырехлетки – это уже вполне самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и потребностями. Поскольку на улице малыши не могут проводить все свое время (а порой для этого и возможности нет, возникает естественный вопрос: чем заняться с ребенком 5 лет дома?
Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.
Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.
Больше всего пятилетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка. Необходимо совершенствовать бытовые навыки. Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя. Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей. Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными.
Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 5 лет дома.
АКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша: «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю. Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.
РЕЧЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль. Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:
- совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
- составление рассказов по картинкам; разучивание стихов;
- пение детских песенок; сочинение собственных сказок;
- игры с домашним кукольным театром;
- различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).
ИГРЫ ДЛЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:
Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований.
То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
Игры с детьми 4-5 лет дома:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- Пальчиковые игры,
- образы из пальчиков,
- конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,
- собирание мозаик и пазлов,
- изготовление аппликаций и фигур из салфеток,
- инсценировка стихов с помощью рук, рис.
Волшебные коробочки
Возраст: 4 — 6 лет.
Цель игры: научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.
Необходимое оборудование: вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и коробочки по числу видов фигур.
Ход игры (в игре одновременно может участвовать до 5 человек). Ведущий — воспитатель — раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то — только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.
Примечание. Очень важно, чтобы геометрические фигуры были разного цвета, так как это учит относить предмет к какому-либо виду по форме, невзирая на цветовые различия, которые для данного задания не важны.
Из любого подручного предмета, можно придумать игру. Не бойтесь экспериментировать, проводите больше времени с детьми играя, и вы увидеть, как быстро разовьется ваш малыш!
Воспитатель Изотова Инга Брониславовна