Детский сад 82 г.Томск - Учим играя

Учим играя

Категория: Консультации для родителей Создано: 21.03.2023

   Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра - способ познания окружающего. Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

   Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главными помощниками, конечно, будут взрослые.

   Дидактическая игра - находка для решения этой проблемы. Эти игры создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для детей воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Поэтому, активное участие в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. На протяжении всего обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т. д.).

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки: нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям можно предложить игры в лото, разрезные картинки.

   Казалось бы, что интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако можно превратить домашние игры в самые увлекательные и желанные для вашего малыша.

«Чудесный мешочек»

Ход игры. Складываем овощи и фрукты в мешочек. Затем предлагаем ребенку: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Попросите ребенка составить описательный рассказ об этом предмете.

 «Узнай на вкус"

Ход игры. Приготовив фрукты и овощи, (разрезав на кусочки), угощаем ребенка, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем  спрашиваем, что он съел, просим сказать, какой овощ, фрукт на вкус.

 «Найди листок, какой покажу»

Ход игры. Во время прогулки показываем ребенку лист с любого дерева и предлагаем найти такой же. Отобранные листья сравниваем по форме, отмечаем, чем они похожи и чем отличаются. Закрепляем название деревьев и кустарников.

«Кого не стало?» 

На столе расставляют 4—5 игрушек животных. Просим закрыть глаза и в это время прячем игрушку. Затем ребенок открывает глаза. Ребенок называет животного.

Можно предложить малышу “умные” игры, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета,  координацию движений, фантазию и воображение: книжки-раскраски, конструктор, пазлы. Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для дошкольников, является активное и заинтересованное участие взрослых. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.

                                                                                   Старший воспитатель О.Ю.Колесова

Яндекс.Метрика