Организация игры в старшей и подготовительной группах
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?
Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. И, что очень важно, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сложную схему:
1. обнаруживается желание иметь какой-то объект, вследствие чего герой сказки отсылается за ним; 2. герой встречается с «дарителем» волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;
3. герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника, при помощи которого достигает искомый объект;
4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;
5. герой побеждает противника и получает искомый объект;
6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду.
При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных сказок, а затем и из реалистических историй, кинофильмов.
Как конкретно начинать игру-придумывание с детьми..Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований точности рассказа. Важно лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.
Воспитатель Епифанова Марина Александровна