Детский сад 82 г.Томск - Роль семьи в развитии диалогической речи детей

Роль семьи в развитии диалогической речи детей

Категория: Консультации для родителей Создано: 18.12.2022

Необходимым условием для развития диалогической речи является речевая среда в семье ребенка. Образцы ведения диалога ребенок получает в первую очередь в общении с взрослым. Опыт практического взаимодействия с взрослым дети переносят в самостоятельную деятельность.  

Многие родители не умеют общаться с детьми, всегда торопятся, и не интересуются успехами своего ребенка. Диалог между родителями и ребенком отсутствует. Когда ребенок попытается рассказать о своем рисунке, или о своих успехах в детском саду многие не слушает и не поддерживает беседу с ребёнком, потому, что, по их мнению, они устали и торопятся домой. Или не знают, как строить диалогическое общение, задают вопросы ребенку – (ты кушал, гулять ходили?) т.е. вопросы, требующие простых ответов – (да или нет). Однако диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность, и способность к пониманию друг друга. Поэтому полноценным диалогом нельзя назвать вопросы взрослого и ответы ребёнка. Общение такого рода носит односторонний характер. Учитывая это, в разговоре с ребенком родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Наиболее же надёжный способ вызвать интерес у ребенка – это завести разговор на интересующую его и понятную ему тему.

Однако для организации беседы с ребёнком часто и не требуется специально запланированного времени. Для повседневных занятий родителям можно рекомендовать включать ребёнка в круг домашних дел (уборка комнаты, мытьё посуды и т. д.).

В процессе совместной деятельности с ребёнком необходимо постоянно задавать вопросы:

-    Что ты делаешь?

-    Что ты сделал?

-    А   теперь, -  предлагает   мама, - угадай,   что   я   сделаю? 

- Ты берёшь мыло и что делаешь? и т. д.   Вопросы задавайте по-разному, точные ответы на них требуют особого   внимания, собранности детей.

Собираясь с ребёнком на прогулку, задавайте ему вопросы: 

Если вы собираетесь на лыжную прогулку или на прогулку в дождливый осенний день, попросите ребенка напомнить вам, какая одежда (обувь) ему нужна и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребенку угадать, что вы собираетесь делать (готовить обед или идти в гости и т.п.). Эти и подобные вопросы будут способствовать развитию диалогической речи.

Как известно, детство - «возраст игры», поэтому для закрепления навыков правильной речи дома, полезно создавать игровые ситуации.

В играх-диалогах могут действовать и разговаривать различные зверушки, маски которых можно сделать вместе с детьми. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых игровой материал повторяется, закрепляется и активизируется.

Осваивая, таким образом, роли участников диалога, дети становятся все более самостоятельными и активными в общении с окружающими и все меньше нуждаются в помощи взрослого. В свою очередь, родителям следует помнить, что необходимым условием для развития диалогической речи является речевая среда в семье ребенка, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения и развитие новых умений разговорной речи. Дети, достигнут больших успехов в разви­тии диалогической речи в условиях социального благополучия, ко­торое подразумевает, что окружающие их взрослые относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не толь­ко говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая по­зицию тактичного собеседника.

                                                                               Учитель-логопед

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Яндекс.Метрика