Музыка для ребенка
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ними открыть дверь в этот мир, надо развивать у них способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте ребенок выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшее общения – определить, например характер музыки. Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не привлекает к ней особого интереса. Они надеются, что наличие у ребенка предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это ошибочно.
Не случайно Д.Д. Шостакович говорил, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Первый опыт такой деятельности, ребенок получает в семье, слушая радио, пластинки, пение взрослых. Конечно нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. Вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития является совместное восприятие музыки. Дети, как известно, часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной деятельности: настойчиво призывают что-то вместе послушать, спеть ,а то и сплясать. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев родители ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем музыка помогает устанавливать контакт между взрослым и ребенком.
На это указывал известный педагог В.А.Сухомлинский, который использовал ситуацию совместного восприятия музыки для установления более близких и доверительных отношений между учителем и учеником.
В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для вас, и в участии ребенка в вашем танце, и разумеется, в совместном слушании музыки. В процессе совместного восприятия, у ребенка возникает желание поделится своими чувствами со взрослым. Потребность в общей, сходной с родительской, оценке услышанного. Это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. и для начального этапа обучения слушанию музыки.
Итак, вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать? С чего начать? Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь в начале самостоятельно почувствовать, понять произведение, которое подобрали для ребенка. Музыка передает настроение и мысли композитора. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Например: из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Новая кукла»,» Песня жаворонка».
С интересом дети слушают музыку в исполнении оркестра народных инструментов или симфонического оркестра. Многие родители почему-то считают симфоническую музыку скучной, сложной для восприятия. Но попытайтесь вслушаться в такую музыку, осознайте те чувства, настроения, которые она рождает у вас, и вы убедитесь, что подобная музыка дает богатейший материал для домашних прослушиваний.
Дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового и маршевого характера, любят колыбельные. Конечно чтобы удачно отобрать произведения для прослушивания, нужно знать творчество многих композиторов, ориентироваться в характере и жанрах музыки.
Как же учить ребенка слушать музыку? Большинство родителей считают наилучшими из них обучение в специальной школе, или у педагога.
В какой то мере они правы: ребенок умеющий играть и слушает музыку по другому. Но это не единственный путь приобщения к миру музыки. По мнению специалистов в области музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского. Н.А.Ветлугиной. чем раньше в жизнь ребенка войдет музыка, тем больше влияние окажет она на становление его духовных качеств. Однако на первых этапах восприятия малышом музыки ему нужен помощник. И очень полезно, когда таким помощником становится близкий человек.
Помощь родителей не сводится только к подбору пластинок и включению их для прослушивания, лучше всего если родитель садится рядом и вместе с ребенком погружается в мир музыки. В противном случае ребенок не сможет даже сосредоточится на звуках.
Очень интересны также проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстниками. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: дети стремятся как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Известно, что дети начинают правильно петь мелодию довольно поздно, а вот движения под музыку очень характерны даже для самых маленьких. Присутствие сверстника делают детей более инициативными и раскованными. Стремление же к максимальной выразительности исполнения музыки – одно из важных условий успешного музыкального развития ребенка.
Есть некоторые общие принципы в системе подбора произведений: музыка должна быть доступной пониманию дошкольника, постепенно усложняться по своему содержанию, быть приятной и полезной. Время прослушивания музыки необходимо ограничивать.
Воспитатель Петрова Роза Ивановна