Детский сад 82 г.Томск - Влияние дидактических игр на развитие психических процессов

Влияние дидактических игр на развитие психических процессов

Категория: Консультации для родителей Создано: 17.11.2022

Без развития таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание невозможно успешное обучение и развитие ребенка.

Для развития познавательных способностей необходимо проводить развивающие упражнения и дидактические игры.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействие на органы чувств.

Составной частью восприятия являются различные движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения рук, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, движение голосового аппарата, воспроизводящие слышимый звук и т.д.

Результаты исследований ученых показали, что можно выделить четыре операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, познание.

Восприятие характеризуется такими свойствами, как объем, осмысленность, обобщенность, целостность, константность и избирательность.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом. И эта связь, прежде всего, проявляется разного возраста, люди разных профессий по-разному воспринимают один и тот же предмет, одно и то же слово.

Виды восприятия.

Основанием классификации может быть ведущий анализатор в восприятии:

  1. зрительный
  2. слуховой
  3. обонятельный
  4. вкусовой
  5. осязательный
  6. кинестетический (двигательный)

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

  1. восприятие пространства;
  2. восприятие времени;
  3. восприятие движения.

Восприятие у детей дошкольного возраста имеют свои особенности. Дети путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Дети путают цифры (6 и 9) буквы (З и Э). Этих ошибок будет меньше, если научить детей сравнивать сходные предметы. Очень важно сделать процесс восприятия сознательным и управляемым.

Поэтому, готовя детей к обучению в школе необходимо научить их различать и называть такие свойства предметов, как форма, цвет, величина. Большинство правильно различают и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, трапеции), но в названии объемных фигур (пирамида, шар, конус) испытывают затруднения.

Пути формирования умения воспринимать и наблюдать разнообразны.

  1. Учить выделять главные признаки предметов.

Это умение необходимо для опознания предмета и отнесения его к какой-то известной группе предметов (ягода, малина, одежда и т.д.). Чтобы восприятие было целостным, нужно учить ребенка объединять свойства предмета так, чтобы каждое из них рассматривалось как часть целого.

  1. Развивать процессы анализа и обобщения.

Обучение должно быть направлено на развитие таких умственных процессов, как анализ и обобщение. Например, предложите ребенку назвать предмет и описать его признаки.

Анализ помогает установить различные связи, отнести предмет к определенной категории.

Предлагаю провести игры: «Назови одним словом», «Найди общее определения».

  1. Учить пользоваться речью при наблюдении и рассматриваний.

Слово используется для обозначения воспринимаемого предмета, а также каждой его части, элемента, признака.

Надо научить детей выделять и правильно назвать у предметов детали, части, местоположении, а также отличать общие признаки и отличительные особенности. Предлагаю провести игры: «На что похоже». «Найди предметы на букву М». «Найди ошибку»

  1. Учить сравнивать.

Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятия при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

  1. Учить наблюдать.

Наблюдение являются осмысленным и целенаправленным восприятием. Для развития наблюдательности у детей можно воспользоваться следующим планом:

а) Обозначить цели наблюдения. (Рассмотрите это дерево)

б) Рассказать о значимости тех или иных признаков предмета. (Посмотрите, какая крона у дерева, обратите внимание на форму листьев…)

в) Поставить в ходе наблюдения дополнительные вопросы, позволяющие осуществить цель. (Какого цвета листья? Что можно сказать об окраске коры?)

г) Сделать обобщение того, что дети узнали. Итогом может быть рассказ, сочинение, рисунок, аппликация.

д) Попросить ребенка проверить, не пропустил ли он что-нибудь в процессе восприятия. Для этого нужно снова внимательно рассмотреть объект с конкретной целью.

Обучение наблюдению формирует такие качества личности, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.

Игры во многом способствуют переходу восприятия в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Через игры можно определить: объем восприятия, точность и скорость восприятия.

Уровень восприятия величины предмета.

Восприятие времени

Структурность восприятия (о сходствах и различиях)

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения человек может создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта.

Предлагаемые игры и упражнения позволяют развивать воображение дошкольников, что очень важно для успешного обучения.

«Незаконченные рисунки». «Угадай, кто я?». «Дополни изображение». «Укрась слово». «Волшебные превращения». «Представь, будто …» (Где мы были мы не скажем). «Составь загадку». «Что произойдет?». «Закончи рассказ». «Сочини сказку». «Сложи предмет».

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Все виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:

  1. по содержанию психической активной, преобладающей в мнемической

деятельности;

  1. по степени волевой регуляции памяти;
  2. по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.

У дошкольников более развита наглядно-образная память. Значительно лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, события, цвета. Чтобы подготовить детей к обучению в школе, следует развивать у них логическую память. Приучая детей к запоминанию логических связанных значений, воспитатель способствует развитию, как мышления, так и смысловой памяти. Воспитатель должен поощрять смысловое запоминание и бороться с механическим запоминанием или зазубриванием.

Игры: «Нарисуй по памяти картинку». «Слушаем и рисуем». «Выполни движения». «Перескажи текст». «Цепочка слов». «Пересказ по кругу».

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяются 3 основных виды восприятия:

- непроизвольное;

- произвольное;

- послепроизвольное.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Психологами установлена связь между свойствами внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение. Все свое внимание дошкольники направляют на новое, яркое, то есть на то, что бросается в глаза. На внимание детей существенное влияние оказывает индивидуальные особенности.

Предлагаемые игры для развития внимания: «Найди отличия», «Да, нет, не говорить», «Лабиринт», «Исправь ошибку»

Еникеева Екатерина Александровна

Яндекс.Метрика