Как влияет вседозволенность со стороны родителей на ребенка, посещающего детский сад?
Приходя в детский сад, ребёнок резко попадает в другую социальную среду: встречается с новыми правилами, новыми требованиями, и новыми людьми. Очень часто детсадовские режим дня и методы воспитания отличаются от домашних. И если в семье ребёнку никто не даёт оценок, то в группе это зачастую уже не так.
Поэтому родителям необходимо принять во внимание, что в детском саду в той или иной мере ребёнка будут оценивать и наверняка сравнивать с другими. Это нормальное явление, которое подготовит ребёнка к выходу во взрослый социум во всём его многообразии.
Детям, которым всё позволяют, которые не встречают запретов со стороны окружающих, всё равно рано или поздно придётся приспосабливаться к требованиям, обусловленным несовпадением интересов различных людей, но сделать это будет гораздо труднее. Первый же отказ, запрет, встреченный таким ребёнком, он будет переживать как стресс, которым постепенно наполнится вся его социальная жизнь. Поэтому для детей лучше, если они привыкнут делать не только то, что хочется, но и то, что надо.
Итак, детям, которые не привыкли встречаться с запретом на свои желания все равно придется с ними встретиться. Чем дольше этот процесс затягивается, тем большим стрессом это окажется для ребенка. Для родителей дома их сын или дочь - самые лучшие. В детском саду этот ребенок один из 30 воспитанников. В садике есть режим, общие правила, понятия и нормы. Для того, чтобы жизнь ребенка была проще родителям стоит попробовать перенять некоторые правила и нормы детского сада. Один из них, например, это режим дня или, как минимум, время сна.
Какие трудности могут возникнуть, если домашняя вседозволенность столкнется с правилами и нормами детского сада?
1. Из-за разницы в подходах у ребенка может пропасть желание посещать детский сад.
2. Ребенок будет испытывать постоянный стресс (он может стать более замкнутым или агрессивным).
3. Ребенку будет сложно научиться общаться со сверстниками и со взрослыми. Дети хорошо видят отношение родителей к воспитателю и, если родители неуважительно относятся к педагогу, то ждать от ребенка уважения не придется.
4. Воспитателю при таком отношении, в свою очередь, тоже сложно выстраивать отношения как с родителями, так и с ребенком. В таком случае педагог неосознанно может меньше уделять времени такому ребенку. А ведь ребенок проводит "львиную" долю времени именно в детском саду.
5. Если родители подрывают авторитет детского сада и воспитетеля своими правилами и позволяют детям вести себя вседозволенно, то уважения к себе им тоже ждать не придется, так как уважение строится на умении соблюдать границы другого человека и бережно к ним относиться.
Это далеко не полный перечень минусов вседозволенности и не только в отношении норм детского сада. На мой взгляд такой стиль воспитания уводит детей от реального положения вещей в мире. В дейсвительности, у ребенка не будет возможности делать то, что ему захочется. В отношениях во взрослой жизни такой стиль воспитания может привести к тирании между уже взрослыми партнерами (например, супругами). Если же родители хотят, чтобы их чадо было успешным и признанным во взрослой жизни, в таком случае, вседозволенность в детстве даст прямо противоположный эффект, так как такие дети зачастую не умеют выстраивать отношений со сверстниками, и эта модель поведения переносится во взрослую жизнь.
Поэтому родителям необходимо принять во внимание, что в детском саду в той или иной мере ребёнка будут оценивать и наверняка сравнивать с другими. Это нормальное явление, которое подготовит ребёнка к выходу во взрослый социум во всём его многообразии.
Обязательно должен быть налажен контакт родителя с воспитателями группы. Интересуйтесь жизнью ребёнка не только у воспитателей, но и у самого малыша спрашивайте всё, что произошло с ним за день. Если же у ребёнка возникает ощущение, что к нему плохо относятся, обязательно установите контакт с воспитателем, постарайтесь вместе с ним разобраться в состоянии малыша.
Беседу ни в коем случае нельзя строить в ключе обвинения. Обязательно отметьте заслуги воспитателя, поблагодарите его, расположив, таким образом, человека к себе. Затем поинтересуйтесь, не заметил ли он каких – то изменений в поведении и настроении вашего ребёнка. Следующий шаг – обсуждение этих изменений. Ваша позиция должна быть такой: «Давайте вместе подумаем, что можно сделать». Ведь цель вашей встречи – смягчить возможные шероховатости в контакте ребёнка и воспитателя. Поговорите с ребёнком, постарайтесь ему объяснить правила поведения, которые приняты в детском саду. И постарайтесь сами придерживаться некоторых полезных правил дома. Такая стратегия не подорвёт авторитета взрослых, и поможет ребёнку вести себя согласно тем нормам и правилам, которые приняты в детском саду. Это в дальнейшем облегчит как работу воспитателя, так и жизнь ребёнка в детском саду.
Воспитатель Золотухина Лидия Шайеховна