Играем на прогулке
Здоровый и активный ребенок – это радость для каждого родителя. Но в настоящее время все чаще приходится сталкиваться с проблемами, связанными со здоровьем малышей. Оздоровлением детского организма должны заниматься врачи, родители и, конечно, воспитатели детского сада. Целью оздоравливающей технологии является обеспечение воспитанникам возможности сохранения здоровья за период нахождения в датском саду. Одним из важнейших средств оздоровления детей является правильно организованная прогулка в зимнее время года. Каждый из нас и родители, и педагоги знают, что для развития физических качеств и укрепления детского организма необходимо как можно больше двигаться и чаще находится на свежем воздухе. Зима – не исключение из этих правил! Дети должны научиться взаимодействовать с природой и приспосабливаться к зимним условиям, что в дальнейшем им это обязательно пригодится. А чтобы зимний холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным и полезным делом. Необходимо лишь следить за сменой двигательной активности детей. Для организации прогулки с детьми дошкольного возраста необходимо подобрать специальные подвижные игры разной двигательной активности подходящие для зимних условий, продумать наблюдения, чтобы они были познавательными и интересными, при возможности, сопровождающиеся экспериментальной деятельностью.
Ведь только в зимний период мы имеем возможность познакомить детей со свойствами снега, льда, дать представление о взаимообратном превращении (лед в воду и, наоборот). Постарайтесь не упустить возможность использовать постройки из снега, залейте ледяную дорожку для скольжения, совместно с детьми соберите снег лопатками и сделайте не высокую ледяную горку, изготовьте разноцветные ледяные фигурки, которые украсят ваш участок и принесут детям радость и гордость за то, что они вложили свой труд в украшении территории детского сада.
Игры со снегом для детей младшего возраста достаточно просты: можно предложить раскапывать снег лопатками, помогать взрослым собирать его в кучи, а в дальнейшем использовать его для построек, перевозить снег на санках и т. д. Более активных детей можно привлекать к постройке несложных объектов (домик для зайки, горка для куклы). Малыши с удовольствием будут подносить снег, помогать складывать комочки, а вы в свою очередь спросите у них совета как лучше это сделать, пусть малыши расскажут, какой снег, что они чувствуют - послушайте, что скажут ваши дети, тем самым закрепите задачи по развитию воображения, памяти, внимания и разговорной речи.
В старшем возрасте дети самостоятельно могут выполнять снежные постройки, используя дополнительный подручный материал - веточки, камешки, палочки, а так же заранее специально для этого приготовленный – ленточки ткани, замороженные льдинки, флажки и т. д. Со старшими детьми можно построить целый снежный городок, вместе с детьми придумать, как обыграть эту постройку.
Полезным и интересным для детей и родителей станет проведение спортивного праздника, недели зимних забав или Дня здоровья на свежем воздухе. Такие мероприятия готовятся заранее, обсуждаются , четко продумывается план намеченных игр, эстафет, определяется время и продолжительность праздника. При проведении таких мероприятий необходимо учитывать климатические условия вашего региона.
Для зимних игр и забав необходимо придерживаться следующих условий:
- в деятельности должны принимать участие все дети;
- не предлагайте детям игр, в которых нужно долго бегать (для бега определите пространство);
- игры со снегом проводите в более теплую погоду, следите, чтобы у детей всегда были надеты варежки);
-если проводятся игры и забавы на площадке, где много снега, территория для бега должна быть утрамбована.
Рекомендуемые игры со снегом с детьми младшего и среднего возраста:
«Кто бросит дальше снежок?».
Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом.
«Попади в круг». Цель: учить попадать в цель.
Игры со снегом для детей старшего возраста:
«Следопыт»
Понаблюдайте за следами от животных (кошек, собак, «здесь прыгал воробей, а тут пробегала собака). Рассмотрите их и в следующий раз, попросите ребёнка самому определить «хозяина» следов.
«Первопроходцы»
Дети любят залазить на высокие сугробы. При этом же конечно снег попадает в сапоги и валенки, и мамы начинают нервничать. Лучше заранее побеспокоиться и натянуть штанишки ребёнка на сапожки. Первопроходец готов протоптать дорожку на чистом снегу. Дорожки могут быть разными: если приставлять пятку одной ноги к носку другой, получится дорожка, будто мышка пробежала; пройдя на четвереньках, можно «изобразить» следы кошки или собачки. Придумайте свои дорожки.
«Снеговик и его друзья»
Сделав из мокрого снега снеговика, мы оставляем его скучать одного. Предложите ребёнку на следующей прогулке сделать снеговику друзей. Поделки станут ещё привлекательней, если, раскрасить их краской, и полить водой, так они «проживут» дольше.
«Сувениры из снега».
Предложите ребёнку из слежавшегося снега сделать набольшие фигурки при помощи палочки, или совочка. Отпиливая лишний снег, проделывая в нужных местах дырочки, можно придать форму куску снега и получить удивительные снежные поделки.
«Разноцветный лёд»
Предложите ребёнку сделать разноцветные льдинки, разлив подкрашенную воду в формочки, оставив их на некоторое время на морозе. Льдинками можно украсить постройки, повесить их на ёлку (нитку положив в формочку при заморозке сразу, создать «гирлянды», «конфеты», «украшения» и т. д.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова