Левша или правша?
В семье радость – малыш появился на свет. Проходят дни, недели, ребенок начинает познавать окружающий мир. В это время взрослым все равно, правой или левой рукой маленький озорник схватил дедушкины очки или вытащил из земли любимый бабушкин фикус.
Ребенок до полутора лет одинаково ловко пользуется обеими руками и с легкостью перекладывает ложку, лопатку, карандаш из левой руки в правую, и наоборот. Но, чем старше становится ребенок, тем чаще и увереннее он пользуется определенной рукой. Родители вдруг с тревогой замечают, что их ребенок именно левой рукой разрисовывает обои в коридоре и ложку чаще всего держит тоже в левой руке.
К сожалению, леворукость ребенка очень часто воспринимается близкими как болезнь или серьезный дефект. Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует его семью. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Раньше леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: переучивать леворуких детей ни в коем случае нельзя! Леворукость – это не досадный дефект, а лишь личностная особенность, индивидуальный вариант нормы.
Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности. Главное, что следует понимать и помнить – переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.
Почему же ребенок предпочитает работать левой рукой? Существует три основных причины леворукости: компенсаторная, вынужденная и генетическая. За работу правой руки отвечает левое полушарие мозга, которое выполняет функцию аналитического центра, а также руководит процессами письма и чтения. Правое полушарие – это «творческий центр», средоточие интуиции и целостного восприятия. Конечностями же полушария руководят перекрестно: когда ребенок действует левой рукой, команды ему подает правое полушарие, и наоборот. Нередко бывает, что при поражении левого полушария головного мозга его функции частично принимает на себя правое полушарие, доминирующей становится левая рука и возникает компенсаторная леворукость. Иногда, когда травмируется правая рука, особенно если это происходит в раннем возрасте, также ведущей становится левая рука – возникает вынужденная леворукость. Генетическая теория возникновения леворукости также разрабатывается многими учеными
Подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. При подготовке к школе леворукого ребенка существуют некоторые проблемы. Чаще всего леворукие дети встречаются с трудностями при обучении письму, чтению и счету. Дело в том, что основой для этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
1) восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
2) формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
3) выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);
4) неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, буквы с разным наклоном);
5) зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
6) очень медленный темп письма.
Наряду с зеркальным письмом у маленьких левшей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением того, что ребенок не усвоил основные принципы организации пространства. У леворуких детей нередки школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами, как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Главное правило родителей леворукого малыша - постарайтесь понять и принять тот факт, что в вашей семье растет леворукий ребенок. Не позволяйте себе даже в мыслях относиться к этой его индивидуальной особенности как к чему-то неправильному, ущербному. Помогите своему малышу адаптироваться и приспособиться к праворукому миру спокойно, без лишних стрессов и насилия над собой.
В любом случае, от вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова