Моя малая Родина
Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!
Т. Бокова
Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, бездуховности. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д.
Патриотическое воспитание – сложный процесс. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой Родине. Взрослым важно продумать, что можно показать и о чем рассказать детям в ближайшем окружении, выделив самое характерное для данного города и края. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребенка.
Главное в патриотическом воспитании – разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной и содержательной деятельностью. Только чувства способны построить прочные барьеры для положительных поступков и эмоционального отношения к ценностям. На основе впечатлений и знаний о своем районе формируются патриотические чувства, которые проявляются не только в сложных ситуациях, но и в каждодневном труде. Они не возникают сами по себе, это результат целенаправленного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Однако без помощи взрослого детям трудно выделить в окружающем значимое и характерное. Необходимо направить их восприятие на происходящие события в окружающей жизни, чтобы они ценили прошлое и дорожили настоящим. Это требует ответственной и глубокой работы со стороны взрослых.
Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой Родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству. Воспитание будущего гражданина Отечества на культурно-исторических традициях региона – начало формирования социально значимых ценностей и чувств ребенка: бережного отношения к земле, трудолюбия, гостеприимства, памяти о предках.
Малая Родина – это уголок страны, ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить (дом, улица, город…) Всестороннее освоение ближайшего окружения способствует социальной адаптации, активному взаимодействию с окружающим миром и взрослыми. Воспитание ответственности, неравнодушия ко всему можно начать с малого: приучать к чистоте и порядку вокруг себя, вызывать желание совместно трудиться, бережно относиться к окружающему, как части Земли, совершать добрые поступки на примере взрослых. Любовь к Отечеству испокон века была яркой чертой русских людей. Она проявлялась в их образе жизни: привязанности к родной земле, своему народу, уважении к истории и достижениям культуры. Русские люди всегда славились сплоченностью, трудолюбием, мастерством, гостеприимством, добротой, благодарностью, широтой души… Доброта сердца была отличительной чертой людей: родители учили проявлять доброту не только к близким, но и к немощным, убогим. Красоту народ ценил в деятельности, всегда было важно поведение человека. Сохранялась традиция бережного отношения к продуктам питания. Если роняли хлеб, просили у него прощения. Любовь к земле, труду в старые времена прививалась с малых лет: если отец нес мешок с мукой, трехлетний ребенок нес мешочек. Учили старанию во время освоения трудовых умений в сопровождении песни, присказки. Это был опыт человеческого общения. Дети ценили труд взрослых и гордились своими умениями, все делали своими руками. Семейные традиции - это духовная жизнь родного дома – соблюдались обязательно (уважать старших, не запятнать доброе имя отцов). Взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. Образ матери играл большую роль с первых дней жизни: колыбельные, спетые ею, рассказанные сказки, выпеченный ее руками хлеб, вышитая скатерть, ее поведение имели огромный смысл и нравственную ценность. В них отражалось стремление дать ребенку жизненные ориентиры задолго до того, как он будет осваивать мир сам. Для русского человека родная природа, окружающий мир и домашний очаг выражались дорогим словом «Отечество».
Таковы были традиции наших предков. Что мы теперь знаем о них? Какие традиции соблюдаем? Как заботимся о сохранении нравственных ценностей?
Недооценка опыта русского народа привела к жестокости, равнодушию. Дефицитом стали такие качества, как великодушие, честь, порядочность, добро…
Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, что создает общность интересов и сближает их духовно. Приобщение родителей к родному краю по силам любой семье: совместные прогулки по памятным местам, посещение культурных центров и многое другое. Семейное воспитание не всегда систематично, досугом детей родители занимаются мало. А ведь добрые традиции сплачивают семью. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными. Именно родители – первые воспитатели детей, потому что семья – старшее поколение, связывающее свой род и родную землю, передавая накопленный опыт жизни.
Уважаемые родители! Будьте примером для своих маленьких патриотов!
Развивайтесь и развивайте своих детей!
Будьте счастливы на своей малой Родине!
Воспитатель Зверева Н.В.